«Конкурсы для учителей и учеников»: приглашаем к обсуждению

Приглашаем всех заинтересованных педагогов к обсуждению статьи учителя информатики из Ивановской области Вячеслава Васильевича ЖУКОВА «Конкурсы для учителей и учеников». Статья недавно опубликована здесь.

Приводим текст статьи полностью (с минимальной литературной редакцией):

«В настоящее время проводится довольно много конкурсов для учителей, и число их постоянно увеличивается. При этом провозглашаются самые благородные цели: обмен опытом и неординарными идеями, популяризация профессии учителя, стимулирование использования информационных технологий в образовании и т.д. и т.п. Но всегда ли организаторы конкурсов преследуют именно эти цели?

Есть конкурсы, направленность которых на улучшение учебного процесса, на распространение инновационных педагогических идей не вызывает сомнений, например, Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего-2012» и некоторые другие.

Однако есть и такие конкурсы, цели которых вызывают большое сомнение. Начнём с того, что организаторы некоторых из них подчёркивают: участие в этих конкурсах влияет на стимулирующую часть зарплаты учителя и на прохождение им очередной аттестации. О том же постоянно говорят директора школ, видимо, получившие соответствующие указания от отделов образования. Большинство таких конкурсов платные. Начиналось с «малого»: 150 руб. за участие и 400 руб. за сертификат. Дальше — больше. Например, за участие во Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества требуют уже 1100 руб. На такие конкурсы принимают все работы без разбора, никакого анализа и отсева не производится. Можно послать одну и ту же работу любой степени слабины на несколько конкурсов, и все примут, всем дадут сертификат участия, лишь бы участник деньги заплатил. Придумали ещё один фокус: присуждают несколько первых мест, несколько десятков вторых и несколько сот третьих. Учитель с гордостью говорит, что он занял третье место на всероссийском конкурсе, а на самом деле он занял триста третье. Цель – привлечь как можно больше участников, готовых заплатить деньги. Кому нужен этот обман?! Думаю, всё ясно: платные конкурсы – это инструмент выкачивания денег у учителей, не более того.

Теперь о платных конкурсах для школьников — всех этих «Кенгуру», «КИТ» и «Медвежонок». Деньги получаются немалые: до 50 р. с ученика, а директора, выполняя приказы вышестоящих, заставляют участвовать чуть ли не всех учеников поголовно. Организация их очень странная: присылают бланки, хотя можно было элементарно распечатать эти бланки в школе, получив образцы по электронной почте. Далее, результаты можно отправить опять же по электронной почте, а не на бумаге через ОО – какой век на дворе?! Всё равно эти бланки проверяет компьютер. Похоже, что это тоже механизм выкачивания денег, но только из родителей школьников.

У этой проблемы есть ещё один аспект: участие учителей и учеников в платных конкурсах – один из важных показателей работы директора (наряду с липовыми процентами успеваемости, мнимым отсутствием нарушений дисциплины и своевременной отправкой всё разрастающейся отчётности). Если всё это директор выполняет, то он «хороший» директор, и у него карт-бланш от руководства на любой произвол и пренебрежительное отношение к учителям, на бесконтрольное разделение между «своими» стимулирующей части зарплаты и т.д.

Выводы: 

1. Платные конкурсы для учителей и учеников следует запретить.

2. Основанием для поощрения учителя (в т.ч. и материального) является не любое участие в конкурсах для учителей, а только то, которое заканчивается завоеванием призового места.»

Администрация нашего сайта готова предоставить место для выражения различных точек зрения по вопросам, затронутым в статье В.В. Жукова.

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением руководства Тверского отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии.

3 комментария на “«Конкурсы для учителей и учеников»: приглашаем к обсуждению”

  • Татьяна Юрьевна:

    Вопросы, затронутые в статье В.В.Жукова, действительно актуальны.
    Я, как учитель, постоянно сталкиваюсь с тем, что и детям, и учителям навязывается участие во всевозможных конкурсах. Такое участие считается одним из показателей качества работы учителя. Но ведь основная наша задача — учить. А часто тот учитель, который сидит с детьми, занимается с ними дополнительно, стремится каждому донести знания, но при этом не участвует ни в каких конкурсах, остаётся в стороне: его кропотливую работу не замечают.
    Есть те, кто хочет участвовать сам и может качественно подготовить детей к конкурсам, но многих останавливает именно то, что конкурсы-то платные. 200, 300, 400 и т.д. рублей для родителей учеников сельской школы — это повод оградить своего ребёнка от участия в таком конкурсе. Хотя есть среди этих ребят и талантливые, и способные, и упорные, т.е те, кто смог бы побороться и за призовые места.
    На мой почтовый ящик приходят письма с предложением публикации методических материалов в различных сборниках, но опять же всё это платно, поэтому согласна, что такие материалы очень часто оказываются некачественными, ведь печатают их те, кому нужны баллы, те, кто в другом месте, наверное, не может проявить себя, а здесь — заплатил, отправил и жди похвалы.
    Однако не совсем согласна с выводами Вячеслава Васильевича. Во-первых, запретить платные конкурсы, наверное, не получится, а вот ограничить их количество до минимума стоило бы. Не согласна со вторым выводом. Участие в любом конкурсе требует затрат времени, сил, поэтому не считаю, что только призовое место должно служить поводом для поощрения. Другое дело, всё-таки нужно учитывать, что из себя представляет тот или иной конкурс.
    Спасибо за интересную и актуальную тему, за предоставленную возможность высказаться.

  • Оксана:

    Я как учитель и как классный руководитель — за отмену платных конкурсов и тем более против участия в них по принуждению. Все люди разные: кто-то любит быть на виду, а кто-то предпочитает делать открытия, сидя в кабинете (мало ли, вдруг человек — интроверт!). В конце концов, креативность — это вовсе не всегда фейерверк под барабанный бой. Я считаю, что платные конкурсы — это и в самом деле выкачивание денег.

  • Оксана Краснова:

    Полностью согласна с комментариями. Кроме того, олимпиады часто составлены безграмотно, а участие детей в них идет под контролем учителей, так как сами дети не заинтересованы.

Оставить комментарий

Статистика