Учителям
Денис Сергеевич ИСАЕВ с 1996 года является подписчиком, а с 2000 года — автором научно-теоретического и методического журнала «Химия в школе».
Журнал «Химия в школе» является единственным периодическим изданием по методике преподавания химии, включенным в т.н. «список ВАК» (перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук). По состоянию на 1 сентября 2021 года у Дениса Сергеевича ИСАЕВА в журнале «Химия в школе» опубликована 31 статья!
Отметим самые свежие работы:
а) в №9 за 2016 год напечатана статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт, проблемы, перспективы» (подробнее см. здесь);
б) в №3 за 2017 год опубликована еще одна работа Д.С. ИСАЕВА (с тем же соавтором) «Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач» (подробности доступны по этой ссылке);
в) в №4 за 2017 года напечатана новая статья Д.С. ИСАЕВА «Урок по теме «Мир химических явлений» (все подробности здесь);
г) в №2 за 2018 год вышла статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с М.С. ПАК) «Современные подходы к организации внеурочной работы с учащимися» (подробнее см. здесь);
д) в №3 за 2018 год напечатана статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ и М.С. ПАК) «Программа «Химия для любознательных» (подробнее см. здесь);
е) в №6 за 2018 год опубликована новая статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Региональная олимпиада «Химоня»: формирование познавательного интереса» (подробнее см. здесь);
ж) в № 8 за 2018 год размещена статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Конкурс дидактических игр «Химическая игротека»» (подробнее см. здесь);
з) в № 3 за 2019 год представлена статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «О подготовке и оценивании итогового проекта» (подробнее см. здесь);
и) в № 7 за 2019 год опубликована статья Д.С. ИСАЕВА «Урок по теме «Химические реакции»» (подробнее см. здесь);
к) в № 8 за 2019 год вышла статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Кроссворд и кроссенс как виды учебно-познавательных заданий по химической экологии» (подробнее см. здесь);
л) в №3 за 2020 год напечатана статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с М.С. ПАК) «О концептуальных основах инновационной внеурочной деятельности» (подробнее см. здесь);
м) в № 6 за 2020 год опубликована статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Конкурс олимпиадных заданий «Оригинальная задача»» (подробнее см. здесь);
н) в № 5 за 2021 год вышла статья Д.С. ИСАЕВА (в соавторстве с А.Е. СОБОЛЕВЫМ) «Внеурочная работа по химии: мотивация учащихся» (подробнее см. здесь).
Денис Сергеевич считает журнал «Химия в школе» своим любимым изданием и рекомендует коллегам-учителям активно использовать материалы журнала в своей практической деятельности.
Наиболее важные публикации Дениса Сергеевича ИСАЕВА в журнале «Химия в школе»:
В статье «Тематические практикумы в курсе естествознания» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2000, №7, с. 66-69) представлено содержание практических работ, предназначенных для восьмиклассников. Подробнее рассмотрена методика выполнения практических работ, которые в недостаточной степени адаптированы для школьных условий («Определение плотности сплавов металлов», «Определение относительной молекулярной массы кислорода», «Определение в реакциях разложения практического выхода кислорода», «Изучение процесса горения свечи» и «Определение изменения температуры при растворении веществ в воде»).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Об организации практикумов исследовательского характера» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2001, №9, c. 53-58) представлено обоснование введения практикумов исследовательского характера для учащихся VIII-XI классов в средней школе, описана методика их проведения, рассмотрена деятельность учителя при организации практических работ (оптимальный тип учителя – «учитель-советник»), предложена модель пента- или гексагонально-бипирамидального типа взаимодействия учителя, учащихся и содержания предмета изучения.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Практикумы исследовательского характера в IX классе» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2001, №10, с. 58-64) представлено содержание практических работ, предназначенных для девятиклассников. Подробно рассмотрена методика выполнения практических работ, которые в недостаточной степени адаптированы для школьных условий («Определение химической активности кислот и сравнение со степенью их диссоциации», «Определение количественного состава смеси гидроксида и карбоната щелочного металла», «Изучение адсорбции уксусной кислоты различными адсорбентами» и «Качественный анализ смеси катионов и анионов (контрольная экспериментальная работа)»).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Практикумы исследовательского характера в XI классе» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2002, №3, с. 67-73) представлено содержание практических работ, предназначенных для одиннадцатиклассников. Подробнее рассмотрена методика выполнения практических работ, которые в недостаточной степени адаптированы для школьных условий («Цепочка превращений органических веществ», «Изучение устойчивости дисперсных систем» и «Определение энтальпии реакции нейтрализации»).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Об использовании дидактических игр» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2002, №6, с. 50-51) представлен опыт применения учебных игр при обучении восьмиклассников. В разработке представлены методические указания и правила игр «Химическое лото» (по теме «Физические и химические явления») и «Химический маршрут» (по теме «Лабораторное оборудование»).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Деловая игра по теме «Химические свойства неорганических веществ важнейших классов» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2002, №9, с. 64-66) представлен опыт проведения учебного занятия в форме учебной игры. Учащимся (работникам научно-исследовательского института) необходимо экспериментально изучить химические свойства важнейших неорганических соединений и составить таблицу, отражающую свойства этих классов веществ. В разработке описана подготовка к игре, представлена имитационная модель, химическая жеребьевка (для деления класса на группы – лаборатории), раскрыто содержание игры. Учебное занятие может быть проведено в конце учебного года для восьмиклассников или в начале 9 класса при повторении основных свойств важнейших классов неорганических веществ.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Об организации научно-исследовательской работы учащихся» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2002, №10, с. 68-71) раскрыто содержание исследовательской работы по теме «Кинетика каталитического разложения пероксида водорода в присутствии дихромата калия». Выполнение экспериментальной части работы позволило девятиклассникам определить порядок изученной реакции, выяснить влияние концентрации раствора дихромата калия на скорость разложения и изучить зависимость скорости разложения пероксида в присутствии катализатора постоянной концентрации от температуры (вывести уравнение Аррениуса для данной реакции в определенном интервале температур).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Система дидактических игр при обучении химии» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2003, №6, с. 46-49) представлен опыт использования учебных игр в системе в VIII-XI классах. В работе представлена таблица, включающая описание более 45 игр («Раздел программы», «Тема», «Тип игры», «Название игры, источник информации», «Дидактическая цель игры» и «Место игры в учебном процессе»).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Интеграция в исследовательской работе учащихся» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2006, №2, с. 57-61) на примере краткого содержания исследовательской работы «Изучение вредного воздействия сигарет», выполненной учащимися 11 класса, показана возможность интеграции трех учебных дисциплин: химии (сравнительный количественный анализ табачных вытяжек сигарет, определение содержания углекислого газа в воздухе и др.), информатики (проведение анкетирования и обработка его результатов) и биологии (определение изменений биологических функций организма человека: частоты дыхания, пульса, кровяного давления, внимания и др.).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Творческие задания к уроку обобщения знаний» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2006, №9, с. 41-43) представлена разработка учебного занятия по теме «Именные реакции в органической химии», которая направлена на повторение основных типов расчетных задач. Последовательное выполнение заданий «снежного» кроссворда возможно, как правило, двумя способами: собственно решением расчетной задачи или составлением уравнения именной химической реакции. В качестве подсказки для школьников приведена таблица с общими формулами основных классов органических соединений и формулами для расчета их молярных масс.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Об использовании демонстрационного эксперимента в 8-11 классах» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2008, №3, с. 66-69) представлен опыт применения демонстрационного видеоэксперимента (206 видеодемонстраций; Современный гуманитарный университет, 2000-2004) при изучении курса химии. Помимо достоинств видеодемонстраций (универсальность, иллюстративность, педагогическая гибкость, лаконичность, оперативность подготовки), в разработке представлены и обнаруженные недочеты, которые целесообразно использовать в учебных целях. Все они разделены на группы: несоответствие наблюдаемого (или известного) и комментируемого; нарушение правил безопасности; ошибки при выполнении эксперимента; использование реактивов, утративших свои свойства; фактические неточности, допущенные при объяснении экспериментальных данных; неточности в использовании терминологии, использование устаревших терминов.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «К изучению бинарных соединений» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2009, №2, с. 43-45) представлена методическая разработка урока «Бинарные соединения: классификация, номенклатура, получение». Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Химия простых веществ: кислород и водород» (до изучения химии оксидов). Использование игр-тренажёров позволяет провести урок в увлекательной для восьмиклассников форме.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье ««Кулинарный» подход к изучению курса химии» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2009, №7, с. 22-25) предложены учебные задания, позволяющие показать общность химии и кулинарии, возможность использования информации из предметной области «кулинария» при изучении отдельных тем курса химии («Правила безопасности в кабинете химии», «Приемы работы в химической лаборатории», «Химическая формула», «Химические расчеты», «Физические и химические явления», «Тепловой эффект химической реакции», «Приготовление растворов», «Свойства кислот» и др.).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Об использовании домашнего эксперимента в 8-11 классах» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2009, №9, с. 56-61) представлена методическая система применения домашнего химического эксперимента при изучении курса химии (описаны 30 домашних экспериментов: по десять в 8 и 9 классах и по пять – в старших классах). Для каждого из опытов указан раздел учебной программы, название и дидактическая цель эксперимента, перечень необходимого оборудования и материалов, ссылки на литературу, в которой имеются примерные методики проведения экспериментальных работ.
Прочитать статью можно по этой ссылке.
В статье «Из опыта организации исследовательской деятельности» (научно-методический журнал «Химия в школе», 2011, №4, c. 67-68) представлена последовательность подготовки школьников к проведению самостоятельного исследования по химии: микроисследование на уроке → химический практикум исследовательского характера → внеурочное самостоятельное исследование. Реализация данной последовательности позволяет эффективно формировать и развивать экспериментальные умения учащихся (конструкторские, организационные, технические, измерительные и интеллектуальные).
Прочитать статью можно по этой ссылке.
Публикации в материалах 63-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования» (Санкт-Петербург, 2016):
В статье «Организация системы внеурочной работы по химии в соответствии с ФГОС: опыт Тверского региона» (с. 20-27) описаны формы и виды внеурочной работы по химии, представлены примерный учебно-тематический план авторского факультативного курса «Химия для любознательных» (8 класс) и общий вид плана внеурочной работы по химии на 2015-2016 учебный год в соответствии с требованиями ФГОС. Скачать статью можно по этой ссылке.
В статье «От инициативной группы учителей – к профессиональному сообществу педагогов (из опыта работы Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области)» (с. 28-32) представлен опыт создания Ассоциации учителей-предметников, предложен порядок организации и функционирования, перечислены цели и задачи организации, основные формы деятельности сообщества педагогов, способствующие их профессиональному росту. Скачать статью можно по этой ссылке.
Некоторые другие публикации Дениса Сергеевича ИСАЕВА:
1. ИСАЕВ Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе: Пособие для учителей и студентов. — Тверь: Славянский мир, 2007. — 100 с. (скачать)
2. ИСАЕВ Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 9-х классов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. — 72 с. (скачать)
3. ИСАЕВ Д.С. Практические работы исследовательского характера по органической химии: Методические рекомендации для учащихся 10-х классов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2003. — 52 с. (скачать)
4. ИСАЕВ Д.С. Практические работы исследовательского характера по общей химии: Учебное пособие для учащихся 11-х классов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2004. — 68 с. (скачать)
5. ИСАЕВ Д.С. Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ и водка: [Статья]. — Тверь. — 8 с. (скачать)
6. ИСАЕВ Д.С. Программа по химии для VIII-IX классов базового уровня образования с использованием видеодемонстраций, домашнего эксперимента и практикумов исследовательского характера. — Тверь: Славянский мир, 2007. — 104 с. (скачать)
7. ИСАЕВ Д.С., ИСАЕВА С.Н. Схема организации внеаудиторной научно-исследовательской работы старшеклассников // Современные образовательные технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (30 апреля 2009 года). — Тверь, 2009. (скачать)
8. ИСАЕВ Д.С. Химическая экология: Учебное пособие для учащихся 10-х классов химико-биологического профиля. — Тверь: МОУ СОШ №43, 2013. — 62 с. (скачать)
9. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии / А.Е. СОБОЛЕВ, Д.С. ИСАЕВ, Т.А. ГОРБУНОВА и др. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2013. — 76 с. — ISBN 978-5-91504-020-4. (скачать)
10. Оригинальная задача: Сборник олимпиадных задач по химии / А.Е. СОБОЛЕВ, Д.С. ИСАЕВ, Е.В. НИФАЕВА и др. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2014. — Вып. 2. — 68 с. — ISBN 978-5-91504-026-6. (скачать)
11. Химическая игротека: Сборник дидактических игр по химии / Д.С. ИСАЕВ, Л.С. КОНОПОЛЬСКАЯ, Т.Ю. СЕЛИНА и др. — Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2014. — 104 с. — ISBN 978-5-91504-027-3. (скачать)
С рецензией на учебное пособие Дениса Сергеевича ИСАЕВА «Учебная книга по химии: пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений» (Тверь: СФК-офис, 2015) доктора педагогических наук, исполнительного директора Ассоциации учителей и преподавателей химии России, автора УМК «Сферы» (издательство «Просвещение») Алексея Анатольевича ЖУРИНА можно ознакомиться по этой ссылке.
Персональная страница Дениса Сергеевича ИСАЕВА на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» доступна по этой ссылке. Здесь можно не только прочитать или скачать одиннадцать статей самого Дениса Сергеевича (некоторые — в соавторстве), но и познакомиться с двадцатью девятью научно-исследовательскими и реферативными работами его учеников.
Д.C. ИСАЕВЫМ подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие «Учебная книга по химии — обучающая система» (Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2019. 74 с.). Оно включает в себя материалы методического семинара, представленного автором в рамках заключительного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России» (г. Самара, 2016). По итогам финала этого конкурса методический семинар Дениса Сергеевича вошёл в «двадцатку» лучших. (Видеозапись семинара доступна для просмотра здесь.) Издание предназначено в качестве практического пособия для учителей химии и других специалистов сферы образования, в том числе для участников Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России». Скачать учебно-методическое пособие Д.С. ИСАЕВА «Учебная книга по химии — обучающая система» можно по этой ссылке.
Полезные ссылки:
- «Учительская газета»;
- официальный сайт Всероссийского конкурса «Учитель года России»;
- сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ;
- Российская академия образования;
- официальный информационный портал ЕГЭ;
- официальный информационный портал ОГЭ;
- официальный сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ);
- сайт для учителей химии кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА Натальи Евгеньевны ДЕРЯБИНОЙ;
- официальный информационный портал Всероссийской олимпиады школьников;
- сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь».