Наши учителя — на Всероссийской конференции «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап»

Рассказывает учитель химии МОУ СОШ №2 г. Лихославля Светлана Ивановна АБРАМОВА:

«Будущее России будут строить нынешние школьники, поэтому кадровый резерв науки, промышленности и экономики сегодня формируется и подрастает в школах. Именно на этом этапе очень важно выявить одаренных детей, чьи способности могут принести максимальную пользу обществу в той или иной области человеческой деятельности. К сожалению, все меньше подростков выбирают профессию исследователя, инженера и технолога, а потенциальные способности многих детей к химии, физике и технике остаются неразвитыми и нереализованными.

Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию» решило обсудить эти важнейшие вопросы на Всероссийской конференции учителей «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап», которая состоялась 11-16 ноября 2012 года в пансионате «Буревестник» Нижегородской области.

Среди организаторов конференции — Российский Союз химиков, Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет тонких химических технологий, журнал «Химия и жизнь» и другие.

В конференции участвовало около 90 человек. Тверскую область представляли четыре учителя химии: Светлана Ивановна АБРАМОВА (МОУ СОШ №2, г. Лихославль), Лариса Витальевна ДЕЖИНА (МОУ СОШ №1, г. Тверь), Ольга Геннадьевна КУРОВА (МОУ СОШ №6, г. Торжок) и Вера Петровна ПАНКОВА (Тверская гимназия №10). Примечательно, что наши учителя узнали об этой конференции из объявления на сайте Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии, опубликованного еще в апреле.

На конференции были обсуждены следующие вопросы:

I. Отечественная химия: состояние, перспективы, потребности

  • Состояние и перспективы развития химической отрасли в России.
  • Кадровые потребности химических корпораций России.
  • Химическая наука: какие задачи предстоит решать нынешним школьникам.

II.  Психологические аспекты выявления и развития у школьников способностей к  естественным наукам

  • Новые подходы для усвоения знаний и развития способностей школьников.
  • Диагностический инструментарий для выявления одарённости детей в области естественных наук.
  • Психологические особенности победителей химических олимпиад.

III. Занятия химией с младшими школьниками

  • Психологические аспекты.
  • Опыт обучения  химии учащихся в младших классах.

IV . Специфика обучения школьников, проявляющих интерес к химии

  • Опыт преподавания химии в профильных классах.
  • Химический эксперимент как основа подготовки химиков.
  • Зарубежный опыт работы с перспективными школьниками.

V. Внешкольная и внеклассная работа

  • Опыт организации проектной работы учащихся, конкурсов, конференций.
  • Опыт подготовки школьников к олимпиадам разного уровня.
  • Аналитический обзор учебной и  популярной литературы для школьников, интересующихся химией.

VI. ИКТ в преподавании химии

  • Использование информационных и компьютерных технологий при подготовке к уроку и его проведении.
  • Дистанционное химическое образование: возможности, проблемы, достижения.

VII. Учитель – центральная фигура в системе образования

  • Проблемы и пути решения подготовки учителей химии для современной школы.
  • Методические рекомендации при решении проблем  адаптации молодых учителей. Опыт работы центров наставничества.
  • В чем может состоять помощь учителям химии со стороны химической науки, промышленности и бизнеса.

(Программу конференции можно посмотреть по этой ссылке.)

Особый интерес собравшихся вызвали выступления: декана Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. ЛУНИНА, главного редактора журнала «Химия и жизнь» Л.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ, профессоров Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Г.В. ЛИСИЧКИНА и Г.В. ЭРЛИХА, профессора СУНЦ МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. ЗАГОРСКОГО, директора ГБОУ «Лицей №1303. Московский химический лицей» С.Е. СЕМЁНОВА, заведующего кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования П.А. ОРЖЕКОВСКОГО, профессора той же кафедры М.М. ШАЛАШОВОЙ, научного сотрудника Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. МИНЯЙЛОВА, доцента кафедры естественнонаучного образования Нижегородского института развития образования Л.И. АСАНОВОЙ.

Пять дней конференции были очень насыщенными: с докладами выступали ведущие ученые-химики московских вузов, учителя химии из Барнаула, Костромы, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Тулы, республик Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, Ханты-Мансийского автономного округа.

От представителей нашей области с устным докладом «Поиск и поддержка одаренных детей на второй ступени обучения» выступила В.П. ПАНКОВА. Остальные учителя представили стендовые доклады:

  • С.И. АБРАМОВА — «Из опыта подготовки школьников к ЕГЭ по химии»;
  • Л.В. ДЕЖИНА — «Организация проектной деятельности школьников по проблемам взаимосвязи охраны окружающей среды и здоровья человека»;
  • О.Г. КУРОВА — «Проектная деятельность на уроках химии».

Кроме докладов, состоялись дискуссии, мастер-классы, круглые столы, «разговоры на заданную тему», просмотр документального кино, экскурсии в Нижний Новгород и  древний город Городец.

Оказалось, что учителей химии России волнуют одни и те же вопросы: недостаточное внимание к предмету «Химия»; небольшое количество часов, отведенных на его преподавание; недостаток кадров для химической промышленности и, как следствие, недостаточное её развитие, влияющее и на экономику страны, и на уровень жизни населения.

Вместе с тем, учителя ищут новые подходы, технологии, приемы преподавания химии в школе, о чем вдохновлено рассказывали на конференции. Довольно много учителей, несмотря на небольшую зарплату, передают свои знания, умения, опыт молодому поколению, не только проводя уроки, но и осуществляя большую внеурочную творческую работу.

Участниками мероприятия были разработаны предложения и рекомендации Правительству РФ по изменению сегодняшнего положения  школьной  химии.

Впечатления от конференции — самые хорошие: мы узнали много нового и интересного о достижениях современной химии, услышали, что делают ученые-педагоги и ученые-химики для совершенствования школьного курса химии и развития химической промышленности страны, посмотрели методические материалы учителей из других регионов России, представили свой опыт, приобрели авторские книги, просто получили положительные эмоции…»

На фото (слева направо): С.И. АБРАМОВА, Л.В. ДЕЖИНА, Л.И. АСАНОВА, В.П. ПАНКОВА и О.Г. КУРОВА.

P.S. Фоторепортаж о конференции можно посмотреть здесь.

P.P.S. Большое спасибо Светлане Ивановне за интересное сообщение! 

Оставить комментарий

Статистика