Наши учителя — на Всероссийской конференции «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап»
Рассказывает учитель химии МОУ СОШ №2 г. Лихославля Светлана Ивановна АБРАМОВА:
«Будущее России будут строить нынешние школьники, поэтому кадровый резерв науки, промышленности и экономики сегодня формируется и подрастает в школах. Именно на этом этапе очень важно выявить одаренных детей, чьи способности могут принести максимальную пользу обществу в той или иной области человеческой деятельности. К сожалению, все меньше подростков выбирают профессию исследователя, инженера и технолога, а потенциальные способности многих детей к химии, физике и технике остаются неразвитыми и нереализованными.
Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию» решило обсудить эти важнейшие вопросы на Всероссийской конференции учителей «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап», которая состоялась 11-16 ноября 2012 года в пансионате «Буревестник» Нижегородской области.
Среди организаторов конференции — Российский Союз химиков, Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Московский государственный университет тонких химических технологий, журнал «Химия и жизнь» и другие.
В конференции участвовало около 90 человек. Тверскую область представляли четыре учителя химии: Светлана Ивановна АБРАМОВА (МОУ СОШ №2, г. Лихославль), Лариса Витальевна ДЕЖИНА (МОУ СОШ №1, г. Тверь), Ольга Геннадьевна КУРОВА (МОУ СОШ №6, г. Торжок) и Вера Петровна ПАНКОВА (Тверская гимназия №10). Примечательно, что наши учителя узнали об этой конференции из объявления на сайте Тверского регионального отделения Ассоциации учителей и преподавателей химии, опубликованного еще в апреле.
На конференции были обсуждены следующие вопросы:
I. Отечественная химия: состояние, перспективы, потребности
- Состояние и перспективы развития химической отрасли в России.
- Кадровые потребности химических корпораций России.
- Химическая наука: какие задачи предстоит решать нынешним школьникам.
II. Психологические аспекты выявления и развития у школьников способностей к естественным наукам
- Новые подходы для усвоения знаний и развития способностей школьников.
- Диагностический инструментарий для выявления одарённости детей в области естественных наук.
- Психологические особенности победителей химических олимпиад.
III. Занятия химией с младшими школьниками
- Психологические аспекты.
- Опыт обучения химии учащихся в младших классах.
IV . Специфика обучения школьников, проявляющих интерес к химии
- Опыт преподавания химии в профильных классах.
- Химический эксперимент как основа подготовки химиков.
- Зарубежный опыт работы с перспективными школьниками.
V. Внешкольная и внеклассная работа
- Опыт организации проектной работы учащихся, конкурсов, конференций.
- Опыт подготовки школьников к олимпиадам разного уровня.
- Аналитический обзор учебной и популярной литературы для школьников, интересующихся химией.
VI. ИКТ в преподавании химии
- Использование информационных и компьютерных технологий при подготовке к уроку и его проведении.
- Дистанционное химическое образование: возможности, проблемы, достижения.
VII. Учитель – центральная фигура в системе образования
- Проблемы и пути решения подготовки учителей химии для современной школы.
- Методические рекомендации при решении проблем адаптации молодых учителей. Опыт работы центров наставничества.
- В чем может состоять помощь учителям химии со стороны химической науки, промышленности и бизнеса.
(Программу конференции можно посмотреть по этой ссылке.)
Пять дней конференции были очень насыщенными: с докладами выступали ведущие ученые-химики московских вузов, учителя химии из Барнаула, Костромы, Курска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Тулы, республик Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, Ханты-Мансийского автономного округа.
От представителей нашей области с устным докладом «Поиск и поддержка одаренных детей на второй ступени обучения» выступила В.П. ПАНКОВА. Остальные учителя представили стендовые доклады:
- С.И. АБРАМОВА — «Из опыта подготовки школьников к ЕГЭ по химии»;
- Л.В. ДЕЖИНА — «Организация проектной деятельности школьников по проблемам взаимосвязи охраны окружающей среды и здоровья человека»;
- О.Г. КУРОВА — «Проектная деятельность на уроках химии».
Кроме докладов, состоялись дискуссии, мастер-классы, круглые столы, «разговоры на заданную тему», просмотр документального кино, экскурсии в Нижний Новгород и древний город Городец.
Оказалось, что учителей химии России волнуют одни и те же вопросы: недостаточное внимание к предмету «Химия»; небольшое количество часов, отведенных на его преподавание; недостаток кадров для химической промышленности и, как следствие, недостаточное её развитие, влияющее и на экономику страны, и на уровень жизни населения.
Вместе с тем, учителя ищут новые подходы, технологии, приемы преподавания химии в школе, о чем вдохновлено рассказывали на конференции. Довольно много учителей, несмотря на небольшую зарплату, передают свои знания, умения, опыт молодому поколению, не только проводя уроки, но и осуществляя большую внеурочную творческую работу.
Участниками мероприятия были разработаны предложения и рекомендации Правительству РФ по изменению сегодняшнего положения школьной химии.
Впечатления от конференции — самые хорошие: мы узнали много нового и интересного о достижениях современной химии, услышали, что делают ученые-педагоги и ученые-химики для совершенствования школьного курса химии и развития химической промышленности страны, посмотрели методические материалы учителей из других регионов России, представили свой опыт, приобрели авторские книги, просто получили положительные эмоции…»
На фото (слева направо): С.И. АБРАМОВА, Л.В. ДЕЖИНА, Л.И. АСАНОВА, В.П. ПАНКОВА и О.Г. КУРОВА.
P.S. Фоторепортаж о конференции можно посмотреть здесь.
P.P.S. Большое спасибо Светлане Ивановне за интересное сообщение!