Евгений ГИК: Советы начинающим репетиторам
Вниманию посетителей нашего сайта предлагаем юмористическую статью известного шахматиста и шахматного литератора Евгения Яковлевича ГИКА, опубликованную 23-29 октября 1992(!) года в №43 (181) газеты «Поиск».
Надеемся, что от чтения этих остроумных заметок, написанных двадцать два года назад, вы получите истинное удовольствие.
…Начался новый учебный год, и всякие уважающие себя папа и мама считают святым родительским долгом препоручить своих заканчивающих среднее образование чад заботам репетиторов. Именно эти умные и обремененные знаниями люди представляются им ангелами небесными, распахивающими перед их наследниками райские вузовские врата… Потребность в репетиторах растет, и скоро их днем с огнем нельзя будет сыскать. Между тем каждый человек, независимо от образования, способен давать платные уроки. И если репетиторство еще не приняло массового характера, виной тому отсутствие соответствующих пособий. Предлагаемые советы призваны хоть в какой-то мере помочь начинающим репетиторам.
Как найти клиента
Нет лучшего способа избавиться от материальных затруднений, чем заняться уроками. Правда, для создания соответствующей клиентуры следует проявить определенную изобретательность и сноровку. Большую пользу вам окажет знакомый директор школы. Попросите его получше, и он организует вам целый поток абитуриентов, от которых не будет отбоя. Не мешает также побеседовать с завучем. Расскажите этой отзывчивой женщине со сдержанной, но ясно ощутимой горечью о своем трудном материальном положении, сковывающем ваши духовные силы.
Едва ли не самым эффективным источником поиска учеников служат объявления. Они должны привлекать внимание прохожих, и поэтому их следует выполнять на ватмане разноцветной тушью. Постарайтесь, чтобы текст был двусмысленным и интригующим. Статистика показывает, что наибольшим успехом пользуются следующие два объявления: «Опытный преподаватель вуза дает уроки по специально разработанной ускоренной программе, гарантирующей поступление» и «Группа кандидатов наук готовит к конкурсным экзаменам по всем предметам во все вузы. Занятия в центре».
Разумеется, любая программа стара, как мир, а поступление в институт не может гарантировать ничто, кроме приличной взятки. [Напомним, что статья написана в 1992 году. — Прим. ред.] Но когда дело касается детей, нет ничего проще, чем заставить родителей поверить в чудо. Разумеется, упомянутая группа бывших ученых состоит из вас одного, а живого кандидата наук вы и в глаза не видели. Но пусть эта святая ложь не смущает вас — отношения между родителями и репетиторами строятся исключительно на доверии. Кстати говоря, если вы беретесь за подготовку в университет, то вовсе не обязательно сообщать о вашей собственной неудаче в связи с поступлением в заочный мелиоративный техникум.
Как заниматься с клиентом
Самое ответственное занятие — первое. Нужно сразу завоевать безоговорочное доверие будущего абитуриента. Запаситесь для этого какой-нибудь монографией, предназначенной специально для аспирантов. Подберите в ней вопрос, над которым ученые безуспешно бьются в течение 15 лет. В результате вы отчетливо покажете ребенку и его близким, что без вашей помощи ему не на что рассчитывать.
В последнее время у родителей наметилась явная тенденция подыскивать репетиторов из того вуза, который данное чадо намерено осчастливить. Пойдите им навстречу. Нечаянно оброненное имя ректора создаст необходимый эффект. А близкие отношения с преподавателем приемной комиссии вы можете подчеркнуть, заметив, что это очень милый и неглупый человек.
Техника дальнейших занятий исключительно проста. Задача состоит лишь в максимальном уплотнении групп. Объединяйте по 10, 15 учеников, пределов здесь нет. Забегая вперед, отметим, что этот метод имеет и определенный материальный стимул. Если, скажем, вы имеете дело не с одним, а одновременно с тринадцатью клиентами, то нетрудно подсчитать, что и доход за каждый час увеличивается в 13 раз!
Но вместе с тем необходимо позаботиться и о репутации бессребреника. Никогда нелишне подчеркнуть, что вами движет не корысть, а исключительно желание сеять разумное, доброе и, по возможности, вечное. Нет большей радости для вашей души, чем чувство, что вы умножили общество еще на несколько достойных членов.
Раздав листочки с вопросами, переместитесь в другую комнату и займитесь своим делом. Более сильные ученики сначала справятся со своим заданием, а затем помогут отстающим. Это разовьет в них чувство коллективизма, столь необходимое в вузе. К середине занятия разгорится живая дискуссия на спортивные темы. Ни в коем случае не мешайте ребятам. Пусть они, покидая вас, с нетерпением ждут следующей встречи, во время которой можно будет продолжить увлекательную беседу.
В конце урока не забудьте о домашнем задании, заранее переписанном из старых, давно забытых учебников и оформленном в виде новых экзаменационных билетов. Попросите доверчивых детей хранить содержимое билетов в тайне. Это производит сильное впечатление.
За качество занятий не беспокойтесь. Усвойте главное — юноши и девушки пришли к вам исключительно ради своих отцов и матерей, а данный предмет волнует их меньше всего. Единственное, о чем следует побеспокоиться — чтобы еще до наступления экзаменов все расчеты с родителями были полностью закончены.
Сколько брать с клиента
Начинающие репетиторы, как правило, назначают довольно низкую плату за урок. Типичная и поучительная ошибка! В результате у родителей легко могут закрасться подозрения относительно вашей квалификации. Чем выше такса, тем охотнее они доверят вам своих чад! Показателен следующий практический пример. Репетитор N начал свою деятельность с 10 руб. за академический час [еще раз напомним: статья написана в 1992 году. — Прим. ред.]. В дальнейшем цена урока неуклонно увеличивалась: 15, 20, 25, 50 рублей за час. Примечательно, что и число абитуриентов постоянно росло! Когда дело дошло до 100 руб. у N несколько пошатнулось здоровье, и он вынужден был перейти на менее оплачиваемую работу в одно совместное предприятие [в те годы предел мечтаний о трудоустройстве. — Прим. ред.]. Однако спортивный интерес не пропал до сих пор — сколько все-таки способны заплатить любящие родители за один час общения с их ребенком?
И все же не советуем зарываться. Это может лишить вас некоторых недостаточно платежеспособных клиентов. Не надо сквалыжничать. При умеренном подходе вы сохраните основную клиентуру и в то же время не останетесь внакладе.
Скажем прямо, проблема вознаграждения репетиторов исследована еще достаточно слабо, например, мало проработан вопрос о гонораре, выплачиваемом в СКВ. Упомянем одну из довольно оригинальных находок. Урок оценивается астрономической цифрой, но зато в случае провала клиента вся плата возвращается ему обратно. Эта вполне разумная идея требует весьма тщательного и умелого отбора страждущих пополнить свои знания. Надо обладать острым чутьем, чтобы из множества охотников поживиться за ваш счет заполучить таких, которые в состоянии без всякой помощи сдать экзамен сразу в аспирантуру.
В заключение несколько слов об использовании средств, накопленных честным трудом. Разумеется, прежде всего здесь следует руководствоваться собственными вкусами и слабостями. Отметим, однако, что почти каждый подвижник, посвятивший себя в летние месяцы репетиторской деятельности, осенью приобретает легковую машину иностранной марки. Хорошо оборудованный летний приют также не самый худший способ реализации вашего педагогического достижения.
Желаем вам больших творческих успехов в славном и благородном труде!
Замечание из 2014 года:
Уважаемые коллеги! Чтобы впоследствии не иметь проблем с законом, давая частные уроки, не забывайте о своевременной уплате налогов!