Интервью с Людмилой Ивановной ВОРОНЧИХИНОЙ

Этой публикацией наш сайт открывает цикл интервью «Встречи с учителями и преподавателями химии Тверской области», подготовленных учителем химии высшей категории МОУ «Лихославльская СОШ №2», старшим преподавателем кафедры органической химии Тверского государственного университета Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.

Рассказывает Светлана Ивановна: «Тридцать второй год работаю в школе и уже шесть лет в вузе. За это время многое изменилось: количество часов, отводимых на преподавание химии, учебники, техническое оснащение кабинета, формы итоговой аттестации, требования к  уровню подготовки учащихся, да и сами ученики стали другими, не похожими на тех, что были тридцать лет назад. Многие могут со мной поспорить, сказав, что все повторяется. Да, некоторые вещи остаются неизменными: высокий профессионализм учителя, необходимость тщательной подготовки к уроку, творческий подход к своей работе, учащимся по-прежнему надо учить уроки, чтобы получить хороший результат и так далее… Мне стало интересно, а как преподавали химию до меня, что было особенного и в учителях, и в методике преподавания. Поэтому появилась идея встретиться с учителями и преподавателями химии Тверской  области, задать им интересующие меня вопросы.

С Людмилой Ивановной ВОРОНЧИХИНОЙ, доктором химических наук, профессором, заведующей кафедрой органической химии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», Почетным работником высшего образования Российской Федерации, я впервые познакомилась в 1978 году на вступительном экзамене по химии в Калининский государственный университет. Она принимала у меня экзамен и поставила за него «пятерку». Для меня это было удивительно: человек, который раньше меня не знал и не видел, так высоко оценил мои знания. Потом, как оказалось, химиков была всего одна группа на курсе, и нашим куратором стала Л.И. ВОРОНЧИХИНА. Она была с нашей группой в хороших отношениях, интересовалась нашими делами, помогала, если было надо. Всегда улыбающаяся, энергичная, доброжелательная, она в те годы поддерживала все наши начинания, была инициатором многих интересных дел. Прошли годы. Людмила Ивановна пригласила меня работать на кафедру органической химии ТвГУ, и я удивилась, что она все такая же энергичная, доброжелательная, улыбающаяся. Более того, я узнала ее с профессиональной стороны: Людмила Ивановна знает, какие профессиональные вопросы меня интересуют, посоветует, что прочитать, на каких конференциях побывать, принесет ксерокопии статей научных журналов по моей тематике, подскажет, как написать программу, тезисы, как преподнести тот или иной вопрос. Требовательная. Высокообразованная. Настоящий интеллигент. Поэтому первая встреча у меня состоялась именно с Людмилой Ивановной…»

Voronchikhina_L_I

Людмила Ивановна, расскажите немного о себе: где получили образование, кто повлиял на выбор профессии, где работали.

– Школу я закончила в 1956 году в Белоруссии, в маленьком городке Гродненской области (бывшее Белостокское воеводство Польши). Такие маленькие городки (до 10 тыс. человек населения) называют «местечками». Вот в таком местечке Зельва в 1946 году я пошла в школу. Это было послевоенное время, учились мы в обычном домике. Настоящей школы как здания не было. Писали ручками с перышком №86 и пером с «точкой» (они у меня до сих пор хранятся), носили в мешочке чернильницы-непроливашки. Портфелей не было, был мешочек, который мама сшила из полотенца. И только в шестом классе нам построили небольшую двухэтажную школу. Радости нашей не было предела. Учителя, которые нас учили, — это люди, преданные своей профессии, педагоги от Бога. Многих уже нет, а тем, кто есть, я всегда отправляю телеграмму на День учителя.

Радость общения с книгой, тяга познать что-то новое – все это было заложено в школе. Из нашей школы вышло много известных людей, государственных деятелей Белоруссии, даже я попала в книгу «Память» по Зельвенскому району.

По складу характера я скорее гуманитарий, но в 10-м классе к нам пришел химик,  молодой специалист. Он был не только хорош собой, спортсмен, но и увлекательно рассказывал нам о мире химии. Мы были все в него влюблены и полюбили химию, хотя никто раньше не предполагал, что это такой увлекательный мир. Кроме того, это были годы химизации страны. Химики и физики были самыми перспективными профессиями, конкурсы в вузы были по 5-6 человек на место. И я, девочка из местечка Белоруссии, еду в Ленинградский университет «на химию». Выбор Ленинграда не случаен. Мои родители из Ленинграда, я родилась в г. Пушкин, но война забросила нас в Белоруссию. Мои родители все время мечтали вернуться в Ленинград. Сдавала 6 экзаменов, проходной балл был 29, а я набрала 28 (получила «четверки» по устной и письменной математике). Затем два года работала, снова в 1958 году поступала и была зачислена. Закончила я университет в 1963 году, кафедру теоретической и органической химии, возглавляемой Т.И. ТЕМНИКОВОЙ. Затем по распределению поехала в г. Калинин во ВНИИ синтетических волокон, где проработала 4 года. Затем поступила в аспирантуру в институт элементорганических соединений имени А.Н. НЕСМЕЯНОВА в лабораторию металлоорганических соединений непосредственно к научному руководителю А.Н. НЕСМЕЯНОВУ. После защиты диссертации с 1970 года работаю в Калининском (Тверском) государственном университете сначала научным сотрудником, доцентом, а с 1985 года – заведующей кафедрой органической химии. В 1990 году защитила докторскую диссертацию в Академии химической защиты (г. Москва).

– Какие Ваши учителя и преподаватели Вам запомнились и почему?

– Мои любимые учителя в школе, которые оставили заметный след в моей жизни, – это учитель литературы З.Т. ВДОВЕНКО (она на пенсии, живет в г. Молодечно), учитель физкультуры И.С. ТУКАЛЬСКАЯ (живет в г. Зельва), физик  И.В. ИОСЬКО (его уже нет в живых, он похоронен в Зельве). Бывая на могиле родителей, я обхожу могилы моих учителей и низко кланяюсь им. Мои учителя учили нас не только предмету, но и воспитывали нас, не навязывая нам этого воспитания. Это походы, спектакли, вечера. Танцевальные вечера были  два раза в месяц, свободного места в зале не было, танцевали подэграс, подэкатр, краковяк, «лысый», подыспань и другие. А какие были новогодние праздники! Обязательно надо было прийти в костюме, была новогодняя почта! У меня до сих пор хранятся  открытки от мальчиков в разукрашенном конверте. А первые влюбленности! Как это было давно и как недавно!

Надо сказать, что школьная жизнь оставила у меня большой след в жизни и в воспоминаниях, наверное, потому, что это было беззаботное время, обо всем заботились родители, а нам надо было только учиться.

Университетские годы – это уже другая жизнь, беззаботность ушла,  надо было на стипендию в 29 рублей (I курс) и питаться, и одеваться, и в театры ходить… Пусть на галерки, но мы не пропускали ни одного нового спектакля. У меня даже хранится программка с последнего нашего похода, с подписью «прощай, Ленинград». В студенческие годы – много спорта, спортивная гимнастика. Наверное, это было для меня более значимым, чем учеба, поэтому, приехав в Калинин, я еще два года посещала занятия в «Трудовых резервах», ходила к Николаю Александровичу ПОНОМАРЕВУ, ездила из Химинститута на Пролетарку, хотя тогда был только один автобус до площади Гагарина. Из студенческих лет значимые события – это колхозы. Прошло уже 52 года, а все помнится, как вчера. Когда мы, выпускники,  собирались в Санкт-Петербурге последний раз в 2008 году на вечер встречи, оказалось, что воспоминания о колхозе у всех самые памятные.

У нас, на химическом факультете, были замечательные преподаватели, профессора, по книгам которых сейчас учатся студенты. На первом курсе запомнились С.А. ЩУКАРЕВ и АРИЯ, а из спецкурсов мы любили доцента РЕБАНЕ, он читал «Строение вещества». Это всегда была первая пара, но никто ее не пропускал, потому что он так рассказывал нам о строении атома, что казалось, как будто он сам сидит внутри ядра атома, смотрит на орбитали и видит, как по ним вращаются электроны. Сложные вещи он так доходчиво рассказывал нам (именно рассказывал, а не объяснял, как нам казалось), что все становилось понятным. Еще мы любили предмет «Научный атеизм», который нам читал декан философского факультета. Он рассказывал не столько об атеизме, сколько об истории мира. У меня до сих пор хранятся эти лекции, и  ничего об атеизме я в них не нахожу.

На выбор органики для специализации на меня  повлиял практикум. И сейчас студенты после практикума записываются на эту специализацию. Мир органической химии настолько удивителен и красив со своими стройными формулами, что я до сих пор вместе со студентами работаю в лаборатории.

– Вы всю жизнь работаете преподавателем, что считаете главным в этой работе?

Что-то одно я выделить не могу. В этом главном есть несколько составляющих. На первое место я бы поставила любовь к своему предмету и свободное владение им, ведь только в этом случае можно увлечь учеников. Главным считаю также уважительное отношение к тем, кто пришел получить от вас знания, кого ты учишь. Нельзя унижать ученика, даже самого нерадивого, потому как не всегда характер и знания однозначны. Главным должны быть справедливость, объективность, требовательность (в рамках разумного), они всегда должны идти рядом, если ты хочешь, чтобы тебя уважали, а не боялись. Кроме всего этого, в работе преподавателя есть одна важная черта – умение передать свои знания другим, желание передать эти знания, а это уже и есть талант преподавателя. Не всегда хороший спортсмен может быть хорошим тренером, а великий ученый – талантливым педагогом. Наверное, желание передать свои знания, раскрыть перед студентом увлекательный мир своего предмета (не бывает предметов неинтересных, только незнание и непонимание предмета заставляют сказать, что данный предмет скучный и неинтересный) приводит, в конце концов, к умению это сделать.

– Химик-преподаватель и химик-ученый, это ведь совершенно разные вещи. Как удается это сочетать?

Это вещи не разные, а очень даже взаимосвязанные. Да, это требует дополнительного времени, желания, но и обогащает преподавателя. Наука не стоит на месте, она постоянно обогащается новыми данными, теориями, методиками, и студенты должны знать об этих новых веяниях. Правда, сейчас есть Интернет (и благо, и зло нашего времени), но он никогда не заменит хороших лекций преподавателя, когда возможен свободный диалог со студентами. Мне на лекции всегда хочется разговаривать со студентами, а не просто давать ему набор определенных понятий.

Преподаватель волей или неволей должен заниматься наукой, ведь каждый студент выполняет выпускную работу. Чтобы эта работа была действительно добротная, преподаватель должен в уме, виртуально проделать её от начала до конца, представить, что должно получиться, какие методики следует взять и т.д. Работа химика экспериментальная, и преподаватель на первых порах должен быть рядом со студентом, он обязан помочь ему в поиске литературы, в обработке экспериментальных данных, в формулировании правильных выводов. Поэтому преподаватель должен быть в курсе тех задач, которые он поставил перед студентом.

Сейчас, в наше стремительное время, находить возможность заниматься наукой  все труднее и труднее. У преподавателя 900 часов учебной работы, которая обязательна и подотчетна, и 540 часов второй половины дня – факультативных и безотчетных, для занятия наукой. Отчитав три пары лекций или проведя три пары лабораторных занятий, на науку, библиотеку и исследования не остается ни сил, ни времени. Кроме того, у преподавателя много методической работы, которая тоже планируется на вторую половину дня. Занятия наукой для преподавателя выпускающих кафедр дело трудное, но необходимое. Так что сочетать преподавание с наукой – это желание и искусство самого человека.

– Говорят: «Век живи, век учись». Что Вы скажете по этому поводу? Приходится ли Вам повышать свое мастерство? Каким образом?

«Век живи, век учись»  это настолько мудрая и справедливая фраза, которая сопровождает меня всю жизнь. Не помню, кто сказал, что «человек молод, пока он учится», и это справедливо, ведь приходит физическая старость, а духовный мир человека не стареет, а только обогащается с каждым годом, с каждой новой прочитанной книгой, с новым знакомством с интересными людьми. Когда пожилой человек может найти тему для разговора с молодежью, с их духовным миром, это прекрасно, значит, он также молод, как и они. Чтобы оставаться духовно молодым, надо учиться и много читать. Еще Дени ДИДРО сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Как заставить студентов ходить в библиотеку, а не только  посещать Интернет? Это вопрос беспокоит нас всех. Я до сих пор регулярно работаю в библиотеке, это просто моя потребность и самое большое наслаждение. Библиотека – это особый мир!

Мастерство преподавателя необходимо повышать, но если раньше мы могли ездить в МГУ, ЛГУ, другие вузы страны, то сейчас довольствуемся ФПК нашего университета. Но, тем не менее, преподаватели ФПК знакомят нас с передовыми педагогическим технологиями и современными достижениями в методологии преподавания. Я считаю обязательным и необходимым, чтобы преподаватели совершенствовали свое мастерство, для чего необходимы и обмен опытом, и общение. Здесь полезно вспомнить Омара ХАЙЯМА: «Мне известно, что мне ничего неизвестно. Вот последний секрет из достигнутых мной».

– Что Вы можете сказать о современных студентах-химиках? Можно ли сравнивать студентов разных лет?

Если сравнивать студентов разных лет, то, наверное, мало что изменилось в самих студентах. Изменились условия среды, жизни, взаимоотношений в обществе. Всегда были студенты и увлеченные, и ленивые, и безразличные к учебе. Но если у студентов 15-летней давности было меньше возможностей как в информационном пространстве, так и в условиях жизни, то сейчас у студентов есть Интернет, который им заменяет всё. Даже контрольную работу можно выполнить с помощью своего телефона. Но и тогда, и сейчас было интересно работать со студентами, которые пришли не просто за дипломом, а увлечены химией. Еще надо сказать, что с каждым годом меняются программы, стандарты, не могу сказать, что в лучшую сторону для образования студентов. Просматривая дипломные работы студентов 20-летней давности, я вижу, насколько это полноценные работы, хорошо проработана литература, добротный эксперимент. Работы современных выпускников страдают отсутствием хорошего литературного обзора (в Интернете не всегда есть, а библиотека – это другой мир), наличием наспех выполненного эксперимента (в учебном плане для бакалавров не отведено ни одного часа на выполнение работы), отсюда частая неудовлетворенность выполненной работой и у преподавателя, и у студента.

Каковы, на Ваш взгляд, достижения химии XXI века?

– Достижения химии XXI века? Поживем – увидим, ведь химия – это наука, связывающая воедино и биологию, и медицину, и фармацию. В результате интеграции наук возникли и биоорганическая, и бионеорганическая, и биометаллоорганическая химии. Все достижения этих разделов органической химии будут направлены во благо человека: его здоровье, его труд, его возможности. Я думаю, что приоритетными направлениями станут комбинаторная химия (на Западе она постепенно завоевывает позиции, особенно в фармацевтической химии), и компьютерная химия с обязательным экспериментальным приложением. Обучение студентов, конечно, будет проходить по классическим дисциплинам, но с более современным наполнением последними достижениями науки. Уже сейчас  есть учебник по органической химии, в котором 50% содержания отведено изучению биохимии в третьем семестре (2-ой курс). Для студентов это трудно для восприятия. Кроме того, компьютерное моделирование реакций и процессов уже сейчас постепенно входит в процесс обучения.

– Каков Ваш идеал ученика (студента) и преподавателя (учителя)?

– Ученик (студент-выпускник) – это не тот человек, который соглашается со мной во всем и кивает головой, а тот, который понимает, чего я от него хочу, может высказать свое мнение. Для этого он должен знать проблему, по которой будет выполнять работу, он знает, как работать с литературой, ему интересно делать что-то новое, он идет к тебе навстречу, а не ты ищешь его.

На спецкурсе я обычно смотрю не на студента, а на его глаза и сразу вижу, интересно ли ему, понимает ли он, либо ему все равно. Идеальных людей (студентов и преподавателей в данном случае) не бывает. Можно лишь приближаться к желаемому идеалу, а идеал у всех будет разный. Истинный идеал всего – это Бог, и никто не сможет с ним ровняться. Но в «идеальном» студенте я хотела бы видеть желание накапливать знания с первого курса до последнего, создавать свой багаж знаний, а не  забывать после того, как предмет сдан. Иногда студенты  приходят на дипломную работу и выглядят как первокурсники, создается впечатление, что четыре года они не учились в  университете. Очень хочу, чтобы студент учился для себя, а не для преподавателя.

– Какие советы Вы могли бы дать учителям химии, имея такой большой  опыт работы?

– Прежде всего, любить свой предмет, великолепно его знать, интересоваться самыми новыми достижениями в области своего предмета, быть хорошим методистом, методически грамотно выстраивать каждый  свой урок, уважать учеников, не быть равнодушным к своему делу – всё это трудно, но вполне достижимо.

– Стоит ли выпускникам школы выбирать профессию химика? Есть ли у нее будущее?

– Профессия химика очень скоро станет одной из востребованных. Эта профессия относительно редкая, если сравнивать с экономистами и юристами, поскольку в нее в основном люди идут не ради диплома и престижности, а искренне увлеченные этой наукой. Кроме того, вся окружающая нас жизнь – это мир химических соединений. Какую бы современную технологию мы ни взяли, везде столкнемся с химией. Приведу лишь некоторые примеры. Аэрокосмические технологии: без новых материалов-композитов, сплавов, обладающих особыми свойствами, промышленность не может обойтись. Полимеры со специальными свойствами: термостойкие, огнестойкие, с особыми электрическими, магнитными, оптическими свойствами, полимерные мембраны, жидкокристаллические полимеры – это далеко не полный перечень того, чем может заниматься современный химик. Будущее у химии большое. Впереди у исследователей стоит большая задача не только создавать новые материалы, но и разрабатывать методы охраны окружающей среды, создавать новые лекарственные  препараты для борьбы с новыми болезнями, повышать урожайность полей и многое другое, без чего человечество обойтись не  может. Без развития химической науки невозможен прогресс. Выбирайте профессию химика и всегда будете уверены в своем завтра!

– Большое спасибо, Людмила Ивановна, за интересный разговор. Здоровья Вам, творческих успехов и всего самого доброго!

100B1481

(Материал подготовила Светлана Ивановна АБРАМОВА.)

Оставить комментарий

Статистика