Интервью с Антониной Васильевной ПРОКОФЬЕВОЙ

Наш сайт продолжает публикацию цикла интервью «Встречи с учителями и преподавателями химии Тверской области», подготовленного учителем химии высшей категории МОУ «Лихославльская СОШ №2», старшим преподавателем кафедры органической химии Тверского государственного университета Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.

Рассказывает Светлана Ивановна: «Об Антонине Васильевне ПРОКОФЬЕВОЙ я слышала давно, еще когда сама была ученицей средней школы №2 г. Лихославля. Работала она тогда в средней школе №1. Знала, что это очень знающий и требовательный учитель, прекрасный химик, отличный методист, грамотный администратор.

Наше общение началось, когда я стала руководителем районного методического объединения учителей химии. Антонина Васильевна присутствовала на всех открытых уроках и заседаниях нашего РМО. Педсоветы и семинары Антонина Васильевна проводила на таком высоком методическом уровне, что к ней приезжали учиться другие учителя, а ее саму приглашали принимать экзамены в мединститут. Потом, уже будучи на пенсии, Антонина Васильевна работала учителем химии в Залазинской основной школе. И работала так, что многие могли поучиться: составляла программы, готовила детей к экзаменам, проводила предпрофильные и элективные курсы, занималась подготовкой к олимпиадам, интересовалась современными образовательными технологиями, щедро делилась своим опытом с начинающими учителями. За свою отличную работу Антонина Васильевна еще в 1976 году награждена значком «Отличник просвещения». Она имеет огромное количество почетных грамот обкома КПСС и Департамента образования Тверской области. Когда я попросила её о встрече, она согласилась, даже не задумываясь…»

PAV-1

Антонина Васильевна, расскажите немного о себе: где получили образование, кто повлиял на выбор профессии, где работали.

– Родилась я в 1926 году в деревне Залазино, там же и училась. Родители — колхозники, была еще сестра и бабушка. Брат-близнец умер еще в младенчестве. Отец погиб на фронте в декабре 1941 года в возрасте 39 лет. Вот тут-то пришлось очень трудно: бабушка больна, мне 15 лет, сестре – 8, мама одна тянула все. Мама, ПРОКОФЬЕВА Мария Михайловна,  была в колхозе звеньевой, а в годы войны с 1942 по 1945 годы — председателем колхоза. Это с двумя классами образования! И ведь все получалось, потому что другого выхода не  было: если не ты, то кто?!

После школы поступила учиться в Ивановский мединститут на детского врача. Тогда,  во время войны, не принимали ни в ленинградские, ни в московские вузы, куда хотела бы поступить. Но проучилась в Иваново недолго – вернулась домой, было очень тяжело: скука по дому, отсутствие общежития и трудности с продуктами. Домой добралась на перекладных, через Максатиху. Начала работать финансовым агентом в Мухреевском сельском совете. Но родственники не смирились с тем, что бросила учебу. Крестная с мужем обещали давать по 5 рублей в месяц, чтобы только училась. А в этот год был объявлен дополнительный набор на биологический факультет Калининского пединститута. Меня приняли условно, до первой сессии, на основании документов из Ивановского мединститута, где декан факультета, на котором училась, долго уговаривал не уезжать.

Биологию в Калининском пединституте читал Василий Васильевич УСПЕНСКИЙ. Он очень многое нам дал по предмету, научил нас умению общаться друг с другом. Он всегда был готов делиться с нами своими знаниями. Общался со студентами не только на лекциях, был фанатом своего дела, помогал нам пережить трудное голодное время. Василий Васильевич мечтал, что на базе биофака откроют филиал Московского мединститута. Но пожар нарушил все планы, корпус пединститута сгорел. Моей мечте стать медиком не суждено было сбыться.

Сначала учиться было нелегко: в группе 33 человека, из них только 5 карел. Очень слышался акцент, говорили на русском плохо, в том числе и я. Нас, карел, очень не любили первые три года. Самым обидным было услышать: «Ууу, карелка!». Но потом, к пятому курсу, все стерлось, мы стали друзьями, которые до сих пор встречаются и общаются.

На кафедре химии в пединституте были самые элементарные опыты, много демонстрационных экспериментов, мало лабораторных работ. Работали группами в здании на Студенческом переулке, лаборатории маленькие, но мы учились всему, внимательно слушая преподавателей и наблюдая за демонстрациями.

В августе 1948 года, после окончания  пединститута, я была назначена учителем биологии в Ильинскую среднюю школу Великолукской (ныне — Псковской)  области, где проработала до 1951 года.

Первый год пришлось работать в школе, где все классы были в одном помещении, разделенном тоненькими перегородками. Учителя слушали уроки друг друга и были, как на ладони у директора и завуча. Ученики были старше учителей, особенно мальчики, ведь в годы войны было не до учебы. Класс был большой, 22 человека, много переростков, 18-22 года. Администрация давала строгие  указания не заводить романов на работе, особенно с учениками, быть предельно корректными и грамотными. Поэтому мы, молодые учительницы, репетировали свои уроки друг перед другом, засиживались за полночь за подготовкой.

В Ильинской школе не знали, кто такие карелы, мне приходилось думать на карельском, а говорить на русском – это было нелегко. Гораздо позже, когда уже много преподавала, работала методистом, передавала опыт учителям, стала и мыслить на русском. (У Антонины Васильевны давно нет никакого акцента. — С.А.) Завуч школы даже сказала, что из-за языка ученики меня не понимают, и просила поискать новое место работы.

В химическую лабораторию Ильинской школы приехала со своими реактивами, которыми меня снабдили в пединституте, где благодаря связям с мединститутом были некоторые химические вещества и оборудование. В программе обучения были только демонстрационные опыты, никаких практических и лабораторных работ. Поэтому все практические и лабораторные занятия проводила на свой страх и риск. Программа по химии была тесно связана с жизнью, с сельским хозяйством, медициной, географией и биологией. На курсах повышения квалификации учителей часто возили на разные производства для знакомства с их работой. Часов химии было гораздо больше, чем сейчас: в 10-м классе — 3-4 часа по полугодиям, в 9-м классе – 3 часа, в 8-м классе – 2 часа. Экзамен по химии был обязательным. В мой первый год работы на экзамен приехал инспектор РОНО. Сам проверил, нет ли шпаргалок у учеников, выслушал все ответы и поставил «пятерок» больше, а «троек» меньше, чем я сама. После экзамена сказал: «Как Вы готовили учеников к экзаменам?! Я таких ответов не слышал ни в одной школе! Вы — прекрасный учитель, за которого надо держаться!» Так я и осталась в школе. Потом была назначена инспектором школ в Ильинский РОНО, проработав в этой должности до 1956 года.

Из-за болезни матери вернулась в Лихославльский район и стала работать учителем химии и биологии, а потом завучем  в Залазинской средней школе. С 1959 по 1962 год работала директором Вышковской семилетней школы и учителем биологии, а в 1962 году переведена на должность завуча в Лихославльскую 11-летнюю школу, которая стала потом средней школой №1. В этой школе я проработала 19 лет, до 1981 года. Была и завучем, и директором.

После ухода на пенсию уехала в свое родное Залазино, но отдохнуть долго не пришлось — местной школе потребовался учитель химии и биологии. В этой школе я проработала до 2008 года, пока ее не закрыли.

– Какие учителя и  преподаватели Вам запомнились и почему?

– В Залазинской школе, где я училась, директором и преподавателем химии был Павел Викторович НЕВСКИЙ. Очень обаятельный человек, но в тоже время требовательный и знающий. Это был молодой, красивый, понимающий преподаватель, умеющий найти подход к каждому. Многие благодаря ему пошли учиться на биологический факультет. Потом он уехал, а во время войны химию преподавала Елена Ивановна ТУГАРИКОВА. Она была фармацевтом, а не учителем, но очень хорошо знала химию, была очень требовательна, поэтому ученики знали ее предмет хорошо. Хотя во время войны в школах ничего не было, была меловая химия…

– Вы всю жизнь работаете преподавателем. Что считаете главным в этой работе?

Надо основательно знать свой предмет, выполнять свою работу капитально, любить детей, показывать практическое значение преподаваемого предмета, просто любить свое дело.

– Говорят: «Век живи, век учись». Что Вы скажете по этому поводу? Приходилось ли Вам повышать свое мастерство? Каким образом?

 – Всегда тратила много денег на литературу – и методическую, и художественную. Читала вузовские учебники, брала много материала для работы из методических журналов. Однажды попала на курсы повышения квалификации в МГУ, прослушала 22 лекции, которые читали известные академики, профессора, доценты, сдала им все зачеты, а тогда было очень все строго. Эти курсы дали новый толчок творчеству, как будто появилось второе дыхание, работать стало интереснее. А учиться я всегда любила и с удовольствием занималась самообразованием.

Мы, учителя химии Лихославльского района, очень тесно общались и до сих пор общаемся. А учителя химии у нас в районе были сильные, всегда щедро делились своим опытом работы, приглашали на уроки, готовили вместе детей к олимпиадам. Это Антонина Ивановна ЛАРИОНОВА и Светлана Михайловна БАННИКОВА, учителя Калашниковской школы, Екатерина Николаевна РОМАНОВА, учитель Толмачевской школы, Зоя Алексеевна ШАБАРШОВА, учитель СОШ №1, Людмила Васильевна САФРОНОВА, учитель СОШ №2.

– Расскажите, пожалуйста, о своих учениках.

В средней школе №1 я работала в больших классах, по 42-45 человек. Школа функционировала в две смены, а в третью смену была еще и вечерняя школа. Кружки вели только по воскресеньям. Химический кружок посещали 20 человек: готовились к олимпиадам, выполняли практические работы, не было ни одного занятия без практической работы. Моя душа больше лежит к неорганической химии, поэтому много выполняли опытов по распознаванию веществ. Мои ученики Михаил САМКОВ и Мария КАПУСТИНА были участниками Всероссийской олимпиады по химии в 1975 году. Михаил сейчас работает на биологическом факультете ТвГУ. Инна Анатольевна ОЗЕРОВА (БАРАНОВА) много лет проработала учителем химии в СОШ №7 г. Лихославля, сейчас на пенсии. Юлия ЕФИМОВА работает в Удомле, она «Отличник просвещения». Из моих выпусков очень много врачей, которые и сейчас работают в Лихославле. Я ими очень горжусь. Это Мария СМИРНОВА, Лариса РУСЕЦКАЯ (КУРИЦЫНА), Игорь БАСКАКОВ, Николай БУТКАРЕВ, Владимир АЛЕКСЕЕВ. Елена ОСИПОВА – ведущий химик на заводе по производству соды в Москве. Есть и другие.

Ученики раньше больше интересовались предметом, читали много дополнительной литературы, было больше стремления к знаниям, а сейчас чаще интересуются  лишь занимательными опытами. Раньше допытывались, почему так или иначе происходят процессы, а сейчас интересуют только внешние эффекты.

– Имея такой большой опыт работы, какие советы Вы могли бы дать учителям химии?

– Любить химию и своих учеников, показывать связь теории и практики в каждой теме, не использовать только один учебник, интересоваться своими учениками, а не только объяснять свой предмет.

– Стоит ли выбирать выпускникам школы профессию химика? Есть ли у нее будущее?

– Вся наша жизнь – это химия! Надо много трудиться, чтобы понять главное в жизни. Сейчас слишком много развлечений, они затягивают. Слишком мало часов отводится на изучение химии, поэтому и создается мнение, что это не главный предмет, и его можно не учить. За такое время нельзя дать глубины предмета, а только «верхушки», поэтому ученики и не успевают понять сути химии и полюбить ее, как следует. А учителю каково?! Ведь он знает, как важна эта наука в жизни, что мы без химии не сможем прожить и дня! Нет ни одной другой науки, которая была бы так необходима! А учителя химии должны быть профессионалами, чтобы доказать это своим ученикам, показать многогранность химии, ее взаимосвязь с другими науками.

– Чем еще, кроме преподавания Вы занимались? Какие у Вас любимые увлечения?

Всегда любила много читать. Читаю и сейчас все современные книги, хожу в библиотеку, обмениваюсь ими с друзьями. Раньше много путешествовала, всю Россию с  севера на юг и с запада на восток  проехала. Была  в Чехословакии, Болгарии, Прибалтике, Украине, Белоруссии, на Кавказе. А сейчас мое любимое дело – это огород, беру энергию от земли, с удовольствием занимаюсь выращиванием овощей, цветов в своей родной деревне Залазино, иногда приезжая в Лихославль. Часто встречаюсь с бывшими коллегами, подругами, разговариваем о политике, современной жизни.

– Большое спасибо, Антонина Васильевна, за интересный разговор. Здоровья Вам, хорошего настроения  и всего самого доброго!

PAV-2

(Материал подготовила Светлана Ивановна АБРАМОВА.)

Один комментарий на “Интервью с Антониной Васильевной ПРОКОФЬЕВОЙ”

  • Эльвира Фаридовна МАТВЕЕВА:

    Здравствуйте! Искренне благодарна за данный материал! Большое спасибо! Читала и вспоминала своих родителей — тоже учителей. На первой лекции по методике химии студентам обычно рассказываю об учителях — энтузиастах педагогического труда. К сожалению, их немного… Большое спасибо Светлане Ивановне! Это большой и серьезный вклад в реально действующую пропаганду педагогического труда. Здоровья вам и благополучия, вам и вашим родным и близким. Спасибо!!! С уважением, Эльвира Фаридовна МАТВЕЕВА (г. Астрахань).

Оставить комментарий

Статистика