Интервью c Людмилой Васильевной СОФРОНОВОЙ

Продолжаем публикацию цикла интервью «Встречи с учителями и преподавателями химии Тверской области», подготовленного учителем химии высшей категории МОУ «Лихославльская СОШ №2», старшим преподавателем кафедры органической химии Тверского государственного университета Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.

LVS-1

Рассказывает Светлана Ивановна:

«…Людмила Васильевна СОФРОНОВА является для меня примером профессионализма и методического мастерства. Именно от неё я переняла приемы работы учителя химии. Ещё будучи студенткой, я проходила педагогическую практику в своей родной школе. Руководителем практики была Людмила Васильевна. В то время она учила меня писать планы уроков,  делилась опытом своей работы, знакомила с тонкостями химической науки. Это она в 1988 году передала мне свой 10-б класс, который я выпускала в 1989-м. Класс был очень организованный и дисциплинированный. Выпускники были уважительными, ответственно относились к поручениям. В этом, несомненно, была заслуга классного руководителя. Им не надо было говорить, что необходимо сделать — они сами всё видели, были очень  самостоятельными и взрослыми.

Людмила Васильевна проработала в школе  учителем химии более 30 лет, из них 27 – в МОУ «Лихославльская СОШ №2». Всегда была требовательной и строгой, отлично знала свой предмет, методику работы. В 1979 году была награждена  Почетной грамотой  Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР. В 1981 году правление Калининского областного отделения Всероссийского химического общества имени Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА отметило ее за активное участие в областном конкурсе на лучшую готовность химических кабинетов к выполнению практической части программы школьного курса химии. В 1983 году  Министерство просвещения РСФСР наградило Людмилу Васильевну значком «Отличник народного просвещения». В 1984 году приказом Министерства просвещения РСФСР  ей было присвоено звание  «Учитель- методист»…»

–  Людмила Васильевна, расскажите немного о себе.

– В 1958 году я окончила химико-биологический факультет Калининского государственного педагогического  института имени М.И. КАЛИНИНА. После института была направлена в Иркутскую область, где отработала  три года. Основная часть моей биографии прошла в Лихославльской средней общеобразовательной школе №2.

– Вы всю жизнь работаете преподавателем, что считаете главным в этой работе?

– Учитель должен ежедневно учиться, повышать своё мастерство, совершенствоваться в преподавании, в методике преподавания. Поурочные планы составляла ежегодно. Несмотря на кажущееся повторение тематики уроков, план урока  в разные годы в разных классах отличается.

– Расскажите, пожалуйста, о своих учениках.

–  Все, кто выбирал профессию, связанную с химией, очень серьезно относились к предмету. С гордостью могу сказать, что ни один выпускник, сдавая экзамен по химии в ВУЗе, не подвел ни меня, ни школу, получая на экзамене отметку не ниже той, которая стояла в его аттестате.

В средней школе №2 много лет преподавала химию моя ученица – КУКУШКИНА Лидия Михайловна. В Вышковской школе  преподавала химию моя ученица Галина Евгеньевна ИВАНОВА. Окончила химический  факультет ТвГУ и стала инженером-химиком, начальником лаборатории на Волгоградском сталелитейном заводе Елена Васильевна ЛЕСНИКОВА.

– Каков Ваш идеал ученика и учителя?

– Не может быть ни идеального учителя, ни идеального ученика. Прежде всего, мы – живые люди, всем нам присущи и положительные качества, и недостатки. И если учитель требует знаний, а ученик не хочет их получать, то причин этого может быть много. Главное, чтобы учитель всегда оставался профессионалом в своей работе.

– Какие советы Вы могли бы дать учителям химии, имея такой большой  опыт работы?

– Никогда не заигрывайте с учеником, всегда ставьте ту отметку, которую он заслужил. Это оценят позже все, когда окончат школу. Завышение отметок – это мнимый авторитет учителя, желание казаться добреньким.

Тщательно готовьтесь к каждому уроку, продумывайте каждый этап урока, не повторяйтесь. Одни мои бывшие ученики говорят так: «Мы всегда ждали уроков химии потому, что будут интересные опыты». А другие: «Мы учили химию по тетрадям, вспоминая, что Вы объясняли, разложив всё по полочкам».

– Стоит ли выпускникам школы выбирать профессию химика? Есть ли у нее будущее?

– Химия в жизни очень нужна. Без химии не может быть врача, фармацевта, агронома, геолога, технолога, судмедэксперта, специалистов других важных профессий. Без химии нельзя полностью познать другие предметы, ведь она тесно связана с биологией, физикой, географией, математикой.  У химии есть будущее. А выбирать или нет профессию химика – каждый решает сам.

И если бы передо мной снова встал вопрос «Кем быть?», я  бы снова выбрала профессию учителя, а специальность – «химия». Свою профессию я ни разу не предала, а стаж моей работы складывается только из педагогической деятельности.

– Большое спасибо, Людмила Васильевна, за интересный разговор! Здоровья Вам, хорошего настроения и всего самого доброго!

LVS-2

(Материал подготовила Светлана Ивановна АБРАМОВА.)

Один комментарий на “Интервью c Людмилой Васильевной СОФРОНОВОЙ”

  • Людмила Ивановна ЛАГУНОВА (Бостон, США):

    Большое спасибо Светлане Ивановне АБРАМОВОЙ за очерк о Людмиле Васильевне СОФРОНОВОЙ! С удовольствием прочитала. Я очень хорошо помню Людмилу Васильевну как Учителя учителей химии. Здоровья, здоровья и здоровья Людмиле Васильевне и всем учителям химии Лихославльского района!

Оставить комментарий

Статистика