Тверские педагоги приняли участие в обсуждении проекта Концепции модернизации химического образования
В первой декаде февраля председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии Тверской области Александр Евгеньевич СОБОЛЕВ и секретарь Ассоциации Денис Сергеевич ИСАЕВ приняли участие в обсуждении проекта Концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы» (Химия). Документ подготовлен авторским коллективом под руководством председателя Ассоциации учителей и преподавателей химии России, главного редактора журнала «Химия в школе» Людмилы Семёновны ЛЕВИНОЙ по заданию Российской академии образования.
Текст Концепции содержит описание роли и места учебного предмета «Химия» в системе знаний школьников о современном мире. В нем сформулированы цели и задачи реализации учебного предмета, указаны приоритетные направления развития химического образования, перечислены методы преподавания химии, основные формы и виды учебной деятельности при изучении химии, а также инструментарий и средства материально-технического обеспечения учебного предмета «Химия». В документе приведены рекомендации по использованию действующих и разработке новых УМК, включая электронные образовательные ресурсы и мультимедийные средства; описаны наиболее эффективные подходы к преподаванию предмета «Химия» и факторы, способствующие повышению качества преподавания; высказаны предложения по модернизации содержания и технологий химического образования.
Тверские педагоги предложили внести в текст Концепции следующие дополнения:
- вернуть в штатное расписание региональных институтов усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования) должности методистов-предметников;
- в программах переподготовки и повышения квалификации работников образования увеличить долю часов, отводимых на изучение профильных (предметных) вопросов за счет снижения времени, предусмотренного на рассмотрение общетеоретических (общепедагогических) тем;
- совершенствовать и оптимизировать систему подготовки учителей химии в высших учебных заведениях посредством разумного сочетания химической и педагогической компонент обучения;
- отметить, что эффективной формой самостоятельной деятельности школьников является организация их работы в парах переменного состава (коллективный способ обучения — КСО);
- предусмотреть усиление роли эксперимента в химическом образовании: проведение демонстрационных опытов (в том числе видео- и проблемных экспериментов), выполнение обучающими лабораторных и практических работ исследовательского характера, домашних экспериментов и др.;
- отметить повышение роли профессиональных сообществ учителей и преподавателей химии в развитии химического образования;
- отметить необходимость организации внеурочной деятельности школьников не только на уровне образовательного учреждения, но и на муниципальном и региональном уровнях, например, в рамках работы региональных ассоциаций учителей и преподавателей химии.
Высказаны также были и другие замечания.
Внедрение Концепции модернизации химического образования в России планируется к концу 2017 года после широкого общественного обсуждения. Ее реализация рассчитана на период до 2020 года.