Интервью с Лидией Михайловной КУКУШКИНОЙ

Продолжаем публикацию цикла интервью «Встречи с учителями и преподавателями химии Тверской области», подготовленного учителем химии высшей категории МОУ «Лихославльская СОШ №2», старшим преподавателем кафедры органической химии Тверского государственного университета Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.

Рассказывает Светлана Ивановна:

«…Что мне  дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Тридцать четыре года назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

Мой выбор стать учителем определили два прекрасных педагога – химик Лидия Михайловна КУКУШКИНА и филолог Алевтина Васильевна ЛЕСНИКОВА. Обе они уже преклонного возраста, живут в Лихославле, в котором и я прожила всю свою жизнь. Я с удовольствием прихожу в праздники к ним пообщаться, потому что мудрость приходит только с возрастом, а ей тоже надо учиться.

На одном из первых уроков химии Лидия Михайловна КУКУШКИНА задала  вопрос: «Что слаще: сахар или сахарный песок?». Ответы были разными, я ответила, что они одинаковы по вкусу, но объяснить не смогла. Этот вопрос и поиски ответа на него так меня заинтересовали, что я выбрала химию в качестве своей специальности.

Лидия Михайловна оказалась очень добрым и душевным человеком, с ней всегда можно было обсудить любые вопросы. Она готовила меня к олимпиадам, в которых я часто побеждала. Она проводила вечера химии, в которых я участвовала. Потом я стала студенткой химико-биологического факультета КГУ и вела в своей школе химический кружок, а она направляла мою работу. Когда я пришла в родную школу учителем, Лидия Михайловна стала и моей коллегой, и завучем по воспитательной работе. Здесь  я узнала ее как очень творческого человека, всегда готового помочь, легкого на выдумку. Она сама могла запросто сделать что-то своими руками (Лидия Михайловна еще вела уроки технологии), сочинить сценарий, украсить школу, отрепетировать выступления учащихся, дать множество советов. Казалось, она не знает усталости. С ней всегда очень легко, поэтому она и стала для меня образцом учителя химии.

Лидия Михайловна всегда очень добросовестно относилась к своей работе, продумывала все до мелочей. В 1991 году она получила звание ветерана труда. Она имеет грамоты Министерства образования и науки РФ. В 2005 году ей присуждено звание «Почетный работник общего образования РФ».

На всех постах Лидия Михайловна трудилась очень ответственно и качественно. Даже когда работала на заводе «Светотехника»! Поэтому неслучайно, что коллегия Министерства электротехнической промышленности и президиум Центрального комитета профсоюза работников электротехнической промышленности за высокие производственные показатели, достигнутые в социалистическом соревновании, активное участие в общественной жизни коллектива наградили ее Почетной грамотой .

Сейчас Лидия Михайловна на пенсии, помогает воспитывать внучку. С ней состоялась моя очередная встреча. Лидия Михайловна сама пришла ко мне в класс, чтобы еще раз вспомнить свой кабинет, в котором проработала много лет…»

Лидия Михайловна, расскажите, пожалуйста, о себе: где получили образование, кто повлиял на выбор профессии, где работали…

 – Родилась в 1947 году в городе Лихославле, пошла в школу в 1954 году, закончила в 1965-м. В 2015 году исполнилось 50 лет со дня окончания школы. После школы работала  на заводе «Светотехника», училась заочно в городе Калинине в педагогическом институте. На заводе была сначала рабочей, потом мастером, в последние годы — инженером-технологом. В те годы химия была на пике моды (физики были в почете). Она мне очень нравилась, я её понимала, да и у меня получалось. Любила математику, физику. На заводе была секретарем комсомольской организации, депутатом Калининского областного Совета депутатов трудящихся. Мы в то время выпускали электролюминесцентные панели для гостиницы «Россия». Производство было очень важным, мы этим гордились, да и работа была тесно связана с химией.

Из заметки журналиста Н. СТЕПАНОВА в «Калининской правде» (1969 год): «Таков уж у комсомольцев характер – не любят они останавливаться на достигнутом. Вот и Лидия СКВОРЦОВА. Она отлично справляется со своей работой в цехе электролюминесцентных панелей на Лихославльском заводе «Светотехника». И в общественной работе не в последних – недаром избрали ее секретарем комсомольской организации цеха. Но у девушки есть еще одно влечение – к  педагогике. Лидия заочно учится в Калининском педагогическом институте. Но на работу в цехе она не смотрит, как на временную – трудится с огоньком, творчески. Коллектив завода «Светотехника» выдвинул ее кандидатом в депутаты областного Совета».

В 1971 году я закончила вуз и получила диплом. В 1972 году бывший классный руководитель и учитель химии Людмила Васильевна САФРОНОВА предложила перейти в школу и стать учителем. Я согласилась, пришла в родную школу и проработала в ней 36 лет. Сначала была учителем, потом завучем по воспитательной работе. Но работа учителя мне всегда нравилась больше, ведь в этом случае дети становятся родными, а у завуча другая деятельность…

– Какие Ваши учителя и  преподаватели Вам запомнились и почему?

– Запомнилась первая учительница – ГИМАТДИНОВА. Она учила недолго, но вспоминается до сих пор. Потом в начальной школе нас учила Мария Александровна ГУГЛИНА. Когда она уходила на пенсию, то передала мне свой класс, в котором я стала классным руководителем, что очень символично. Мария Александровна запомнилась мне своей мягкостью и в то же время требовательностью, а еще уважительным отношением к ученикам. Учили меня З.А. ТАРАКАНОВА и З.А. ШАБАРШОВА, которых до сих пор помню и талантом которых восхищаюсь.

Очень нравились математик Нина Максимовна НИКОЛАЕВА, филолог Анна Федоровна ЧЕРНЯК, очень знающие и благородные учителя.

Помню в детстве я слышала от отца: «Сапоги мои того, пропускают аш-два-о». Что это такое?! Понятно, это вода. А причем здесь аш-два-о?! А потом в школе я узнала, что это химическая формула воды. Моя учительница и классная руководительница Людмила Васильевна САФРОНОВА рассказывала и показывала, как из воды можно получить молоко, газировку и вишневый сок! Это было настолько поразительно, что привлекло мое внимание к науке химии. Да еще почему-то их нельзя было пить. Тут уж пришлось находить ответ и увлечься химией.

С Людмилой Васильевной мы ездили на экскурсии на заводы нашего города, изучали производство и его химический компонент. На «Ракете» по Волге ездили в Дубну в Объединенный институт ядерных исследований. Сейчас там работает выпускница нашей школы Галина КНЯЖЕВА, по профессии она физик-ядерщик. С Л.В. САФРОНОВОЙ мы проводили химические вечера, тогда часто между школами проходили КВН, чаще соревновались школы №2 и №7. Помню названия команд — «Цезий» и «Франций». Уроки Людмилы Васильевны запомнились тем, что она умела объяснять сложный материал доступно, очень четко, понятно, вызывала мой интерес к химии.

Мне повезло, что многие учителя, которые меня учили в школе, стали моими коллегами и продолжали учить меня профессиональному мастерству.

Химия меня всегда привлекала своим экспериментом, поэтому я часто использовала его в своей работе. По примеру своего учителя химии я стала проводить химические вечера «Что? Где? Когда?», КВНы, продолжила проводить экскурсии на наши заводы, ездили на завод «Красный май» (Вышний Волочек), были в Гусь-Хрустальном, в Политехническом музее в Москве.

Ученики, которые интересовались химией, посещали кружок, где можно было расширить свои знания. Раньше учебники химии были проще и доступнее, часов на изучение химии было больше. Всегда были кружки и факультативы, на которых проводили много опытов. Сейчас многие реактивы запрещены, доступность опытов стала меньше. Помню, мы  на кружке опускали  монетку в 1 копейку в раствор соли ртути и через некоторое время доставали её, она превращалась в 10 копеек. Ученики даже бежали с ней в школьный буфет и пытались купить пирожков, но буфетчицу тетю Любу не так-то просто было обмануть, она была очень внимательна.

– Вы всю жизнь работаете преподавателем. Что считаете главным в этой работе?

Главное, чтобы ученики поняли изучаемый материал. Поэтому объяснять надо очень доступно. Может быть, даже не один раз повторить. Однажды мы готовились к олимпиаде после уроков. Я объяснила ученице задачу один раз. Она попросила повторить. Я еще раз ей объяснила. Она опять не поняла. Так пришлось повторить  четыре раза! А когда она всё поняла, то удивилась, насколько все просто.

– Говорят: «Век живи — век учись». Что Вы скажете по этому поводу? Приходилось ли Вам повышать свое мастерство? Каким образом?

 – Учителя постоянно учатся на курсах повышения квалификации, на различных семинарах, методических объединениях, посещают уроки своих коллег. Это совершенно правильно! Большую роль играет самообразование, без него нет движения вперед. Я – не исключение, да мне и всегда нравилось учиться. Однажды побывав на открытом уроке у своей ученицы Светланы ТРИФОНОВОЙ (сейчас АБРАМОВОЙ), стала проводить аналогичный урок и сама, так он мне понравился. Тема урока была: «Всё о воде». Светлана Ивановна сумела рассказать о воде не только с точки зрения химика, но и с точки зрения географа, биолога, психолога, искусствоведа, музыканта, историка, филолога. Меня это очень поразило, Светлана Ивановна тогда была еще студенткой КГУ.

Большой опыт передавали учителя химии района со стажем. Это А.И. ЛАРИОНОВА, З.А. ШАБАРШОВА, С.М. БАННИКОВА и, конечно, Людмила Васильевна САФРОНОВА, мой учитель химии. С ней мы много лет потом работали как коллеги, она учила меня больше других.

– Расскажите, пожалуйста, о своих учениках.

Многие ученики выбрали профессию учителя, в том числе и учителя химии. Марина БАЛДАЕВА – учитель биологии, работала в своей родной школе, теперь в Москве. Она в 1984 году на выпускном экзамене так отвечала, что, как говорится, «от зубов отскакивало». Помню, на этом экзамене присутствовала методист ИУУ Л.И. ЛАГУНОВА, и она была в восторге. Светлана ГРИБОВА – учитель математики. Она работает в сельской школе, поэтому вот уже много лет преподает и химию, что ей очень нравится. Это еще учителя химии Светлана Ивановна АБРАМОВА и Елена Владимировна ТИТОВА.

Нам есть чему поучиться у своих учеников. Время движется вперед, меняются технологии, появляется возможность использовать современные методы. Считаю, что многому можно научиться у С.И. АБРАМОВОЙ, которая руководит методическим объединением, часто проводит практические занятия для учителей, дает открытые уроки. Она часто посещает различные семинары в Твери, Москве, других городах. Все новое, что узнает сама, обязательно передает другим (и коллегам школы, и коллегам-химикам). Ее отличают глубокое знание предмета, увлеченность, понимание важности химии в современном мире.

Некоторые, получив химическое образование, работают в заводских лабораториях. Так, Антонина ЛЕБЕДЕВА работала на закрытом химическом заводе в Сибири, сейчас уже на пенсии. Татьяна ГРУНЁНЫШЕВА и Елена ОСТРОВСКАЯ  работают инженерами-химиками в нашем городе.

Горжусь не только учениками, которые стали химиками или учителями, но и многими другими, не хочу их обидеть, не назвав имена. Это и Герой России Роман ШАДРИН, и физик Галина КНЯЖЕВА, и многие врачи.

– Имея такой большой опыт работы, какие советы Вы могли бы дать учителям химии?

 – Совет один: любить и уважать своих учеников и свою работу. Ведь идеальных учеников не бывает, надо учить всех, поэтому и любить надо любого, ведь без любви и желания не получится ни одно дело.

– Чем Вы сейчас занимаетесь? Какие у Вас любимые увлечения?

Сейчас, в основном, я занимаюсь с внучкой. Вожу ее на кружки и в музыкальную школу, на танцы, на рисование, занимаюсь с ней уроками, гуляю, помогаю дочери и сыну. В свободное время читаю, общаюсь с бывшими коллегами, посещаю концерты, мероприятия в городе.

– Большое спасибо, Лидия Михайловна, за интересный разговор! Здоровья Вам, хорошего настроения  и всего самого доброго!

(Материал подготовлен Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.)

2 комментария на “Интервью с Лидией Михайловной КУКУШКИНОЙ”

  • Людмила Ивановна ЛАГУНОВА (г. Бостон, США):

    С большим интересом прочитала содержательное интервью Светланы Ивановны АБРАМОВОЙ с Лидией Михайловной КУКУШКИНОЙ.
    Я хорошо помню дружный коллектив учителей химии Лихославльского района. Все они были активными участниками творческих семинаров, которые проводил кабинет химии ТОИУУ.
    Дорогая Лидия Михайловна, крепкого Вам здоровья, так необходимого Вам сейчас в воспитании внучки, тепла в душе и радости на сердце!
    С глубоким уважением, Людмила Ивановна ЛАГУНОВА.

  • Лидия Михайловна КУКУШКИНА определила и мой выбор профессии химика. Она — моя любимая учительница химии и замечательный человек, за что я ей очень благодарна!

Оставить комментарий

Статистика