Воспоминания Людмилы Ивановны ЛАГУНОВОЙ (часть 2)

Сегодня мы продолжаем публикацию воспоминаний заведующей кабинетом химии Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Российской Федерации Людмилы Ивановны ЛАГУНОВОЙ «Четверть века на ниве химического просвещения Тверской области».

Воспоминания написаны в ноябре-декабре 2012 года в Бостоне (США) специально для посетителей нашего сайта.

Мои истоки

Мне посчастливилось учиться в первом (1959 года) наборе студентов Новосибирского госуниверситета в только что созданном Академгородке под Новосибирском. Здесь в одном месте и в одно время оказалось много удивительно талантливых и одаренных людей, одержимых «двигать» науку в стране. Никакого блата, никаких взяток при поступлении в университет тогда не существовало. Общение с такими людьми, а ими как раз были и наши преподаватели, совмещавшие учебную и научную деятельность, оказалось для меня очень ценным, как говорят, «судьбоносным». Тем, кому интересно  поближе познакомиться с атмосферой научного Академгородка начала 60-х годов прошлого столетия, могу порекомендовать прочитать главу «Тайная опора»  воспоминаний, написанных мною к Золотому юбилею Новосибирского госуниверситета (2009 г.)  и опубликованных на сайте НГУ (см. по этой ссылке).

Проблемы общеобразовательных школ

После работы в Новосибирской физматшколе с отобранными одаренными школьниками, где проблемы успеваемости и дисциплины никогда не возникали, мне было очень нелегко работать в обычной школе. Больше всего меня угнетала даже не дисциплинa на уроках, хотя она меня иногда приводила в отчаяние, а проблема успеваемости. В физматшколе эта проблема решалась естественным образом. Если учащиеся не справлялись с углубленной программой, они возвращались, как бы это морально тяжело не было, в свою школу. Таких ребят было немного. В обычной же школе надо было учить всех, несмотря ни на что выдавать 100-процентную успеваемость, что зачастую вело (да, думаю, и во все времена приводило) к элементарному очковтирательству.

Памятен такой эпизод из моей начальной учительской практики в средней школе №27  в начале 70-х годов прошлого века. Мне дали четыре седьмых класса. Я старалась учить всех и каждого изо всех сил. В этих классах за первую четверть  намечалось десять неуспевающих по химии. Где я только не отлавливала  своих «двоечников» – в коридорах школы, во дворах, даже в трамвае. И все-таки пришлось нескольким ученикам выводить за четверть неудовлетворительные отметки, хотя ничто не мешало пойти на сделку с совестью.

Общеобразовательная школа как физматшкола в миниатюре

С ребятами, которые заинтересовались предметом, я организовала в своей школе факультатив по химии, и мы с удовольствием занимались несколько лет. Иногда к нам на факультатив приходили ребята из соседних 42-й и 36-й школ. Нам удалось сделать две интересные исследовательские работы.

Одна из них была связана с изучением свойств водорода. Мы с удивлением обнаружили, что горение водорода всегда сопровождается звуковым эффектом — гудением (ещё один признак химической реакции). Мы сделали серию экспериментов по изучению горения водорода в разных средах и отправили описание наших опытов в редакцию журнала «Химия и жизнь». Результаты этой работы были в 1975 году опубликованы.

Отправляя данные, мы попросили помочь нам объяснить полученные результаты. Ко всеобщей большой радости, вскоре был получен ответ с объяснением, а главное – весь наш факультатив был приглашён на Московскую конференцию юных химиков в МГУ! С тех пор в течение многих лет ребята из нашего города и  области ежегодно выезжали в Москву, а потом и в  Ленинград для участия в работе конференций юных химиков.

 Фото 2. Учащиеся средней школы №27 изучают свойства водорода

Помню, как в нашей команде оказался ученик 8-го класса средней школы №33 Саша СОБОЛЕВ. Ныне Александр Евгеньевич — кандидат химических наук, доцент кафедры химии Тверского государственного технического университета. Всю дорогу до Москвы я рассказывала ему о квантовых числах, с помощью которых описывается состояние электронов в атоме. Он схватывал всё, что называется, на лету. Это был мой самый благодарный слушатель. [Спасибо! 🙂 — А.Е.С.]

В девятом классе на факультативе нам удалось сделать работу, посвященную изучению гидролиза солей. Мы экспериментально доказали незначительную степень их гидролиза. Наш факультатив в 1976 году был приглашен на cтуденческую научно-практическую конференцию Калининского госуниверситета. Девятиклассники Лена АНТОНОВА и Сергей ДОРМИДОНТОВ выступили с докладами. Интересно, что Лена АНТОНОВА использовала результаты нашей факультативной работы на экзамене при поступлении в Ленинградский педагогический институт им. А.И. ГЕРЦЕНА на специальность «Химия на английском». Преподаватель был приятно удивлен глубокими знаниями абитуриентки из провинции и написал об этом директору 27-й школы, где я преподавала.

Продолжение следует

Прочитать первую часть воспоминаний Л.И. ЛАГУНОВОЙ можно по этой ссылке.

Оставить комментарий

Статистика