О химии — в рифму!
Вниманию посетителей нашего сайта предлагаем стихи, которые к нам в редакцию прислала учитель химии МБОУ СОШ №8 г. Торжка Тамара Августовна КЛЕДОВА.
А. А. ВОСКРЕСЕНСКОМУ
Гордиться, есть чему учиться
У Воскресенского всем нам.
Но мало лишь в Торжке родиться —
Людей мы ценим по делам.
Как годы лихо пролетают!
Нужда, уроки за гроши…
Талант свой Саша раскрывает —
Секрет науки и души.
Ковал он кадры безотказно.
Плеяда знатная росла.
Трудился, значит, не напрасно —
Вот смена новая пришла.
Добыв донецкие угли,
Состав тотчас же изучает:
«Не быть России на мели!»
Плеяда снова не скучает.
Состав хинона им изучен
Для фотокрасок и картин.
Гидрохинон тотчас получен.
Еще ализарин, фуксин…
Он честь достойно отстоял,
Хинон открыт! Какая сила!
На всю науку повлиял
Не вещество — златая жила!
Вот нафталин: для красок нужен,
Для смол, лекарств и взрыввеществ.
Он с углеродом очень дружен —
Установил сверхточный вес.
Был патриотом, несомненно.
Рекой открытия лились.
Его изучим непременно.
Наука с Родиной слились.
А. М. БУТЛЕРОВУ
Сегодня день воспоминаний.
Настал свиданий звездный час,
Поговорим о Бутлерове с вами.
Он путь в науке осветил для нас.
И ту дощечку, что была позором,
История вписала на века.
Его труды ты не отхватишь взором,
Весь мир признал мальчишку-чудака.
Кругом цветы, и это не случайно:
Любил природу он и красоту.
Не думаю, что я открою тайну:
Дороже всех ценил он простоту.
А был красивый, стройный, милый,
Легко в руках сгибал металл,
Таилась богатырская в нем сила
Великим химиком пред миром стал.
Он увлекался пчеловодством,
Искусно исцелял людей,
Любил науку цветоводства,
В восторге был от бабочек, шмелей.
Как мир устроен просто все же!
Какое чудо! Атомы в цепи —
Идея Бутлерова тоже.
Ну, а теперь, изображай, не спи.
Все атомы влияют друг на друга,
Как мы влияем на друзей.
Подчас бывает очень туго,
Подай же руку, не глазей!
Есть вещества — похожи друг на друга,
Как две сестры, как братья-близнецы,
Но рассмотри внимательно строение,
И ты поймешь, что разные отцы.
Зависят свойства от строенья,
И в этом правда, в этом суть.
Оставь тревогу и волненья,
Урок в гостиной не забудь.
С. В. ЛЕБЕДЕВУ
Никто не верил в это чудо:
В России создан каучук.
Нам всем жилось бы очень худо
Без добрых Лебедева рук.
Сравнился он с могучей силой.
Природой силу ту зовут.
Стал каучук златой всем жилой,
За это Лебедева чтут.
Бутадиен получен справный!
Возник вопрос: «Но из чего?»
«Из этанола, друг мой славный,» —
Вопрос другой: «Но для чего?»
Полимеризацию проводим,
В ней связи рвутся — те, что пи-.
До консистенции доводим,
Цис-форму лишь его учти.
Наконец-то, наконец-то!
Каучук передо мной!
Замирает очень сердце,
Все сомнения долой.
Ах, какой он эластичный!
Очень гибкий и тугой.
В жизни важный и практичный,
Каучук наш дорогой!
Мячик очень любят дети,
Скачет с ними, как живой,
Интересней нет на свете,
Каучук наш деловой.
Обувает все машины,
Покрывает провода.
Знаем в качестве резины
Будет с нами он всегда.
Нефть и газ пришли на смену,
Спирт ушел в небытие,
Каучук же на арене,
Занял место здесь свое.
…Ученый был он настоящий,
Прославил наш двадцатый век,
Решил задачу ту блестяще
Наш русский химик-человек.
Арены
Посмотри-ка, друг мой милый,
Посмотри со стороны
Пи-система — это сила,
Сигма-связи здесь видны.
Пи-система — это круто!
Очень прочен цикл, поверь,
Связи стойки почему-то…
В мир науки открой ты дверь.
Глянь на колбу, что с бензолом.
Что-нибудь туда добавь,
Будет смесь — ковер с узором.
Откажись от всех забав.
Чистый хлор потом немножко,
Соль железа не забудь.
И протопчет он дорожку,
Потеснит кого-нибудь.
Догадались? Да, конечно!
Водороду уходить.
Греем смесь не бесконечно,
Надо атом заместить.
Ну. а если свет прибудет,
То такая красота!
Силы новые разбудит,
И исполнится мечта!
Пи-система разорвется,
Галогены прямо к ней,
Гексохлораном назовется,
Станет ближе и родней.
Боже мой, как пожелтеет
Наш бензол и кислота!
Сил своих не пожалеет,
Вновь исполнится мечта.
Нитрогруппа рядом, в цикле,
Гордость — просто через край.
Быть без дела не привыкла,
Место в цикле подавай!
Есть реакция, как песня:
Лишь нагрей и никель дай.
С водородом интересно,
Льется жидкость через край.
Есть реакция — «забава» —
Крафтса. Слышал про нее?
Радикал плывет, как пава,
И поет: «Мое, мое!»
Вот гомолог получился,
Радикал на место встал,
На которое стремился.
А бензол совсем устал.
Здравствуйте, редакция сайта!
Меня зовут Татьяна Петровна, я учитель химии из Новгородской области.
Очень часто просматриваю Ваш сайт, и он мне очень помогает в работе. У Вас можно найти информацию об олимпиадах, что сейчас очень важно, информацию про ЕГЭ, о различных конкурсах и семинарах, что необходимо учителю для портфолио. Большое спасибо за Вашу работу — очень нужную и помогающую учителю разобраться в море информации!
Но тут увидела «О химии — в рифму» и не могу понять: к чему это? Зачем сайт заполнять ненужной информацией?! Какова методическая польза этих стихов?! Как их вообще можно использовать учителю?! Про художественные достоинства таких текстов я вообще промолчу.
Извините за критику, но Ваш сайт от подобных публикаций ничего не приобретет, а лишь потеряет постоянных посетителей.
Уважаемая Татьяна Петровна!
Спасибо за Ваше сообщение. Нам очень приятно, что материалами нашего сайта пользуются не только в Тверской, но и в Новгородской области. Отдельная благодарность за высокую оценку нашей работы. Будем стремиться не разочаровывать Вас и в дальнейшем.
Что касается публикации стихов Т.А. КЛЕДОВОЙ, то мы разместили их в рубрике «Гостевая книга». Это что-то типа «Писем в редакцию». Постараемся в будущем учесть Ваши замечания. Для этого материалы, отбираемые для публикации на нашем сайте, будем подвергать более строгому рецензированию. Оставайтесь с нами!
Уважаемый Александр Евгеньевич!
Спасибо Вам за внимание и доверие к моему материалу. Я буду стараться писать еще лучше.
С глубоким уважением, Т.А. КЛЕДОВА.
Уважаемая Татьяна Петровна!
Очень жаль, что в стихах Т.А. КЛЕДОВОЙ Вы не увидели методической ценности (но хочется надеяться, что это не от слабого зрения): в каждом стихотворении просматривается интересное видение и изложение автором отдельных тем.
На вопрос «Как можно использовать стихи учителю?» хочу дать Вам совет, если Вы до сих пор этого не знаете: посетите уроки Тамары Августовны, возможно, что-нибудь поймете! И, наконец, о художественных достоинствах — когда сам не разбираешься, лучше действительно промолчать… А вообще в Тверской области очень много творческих учителей, и Тамара Августовна — один из них. Тамара Августовна! Творческих успехов Вам!!! Л.В. ЯКИМОВА. г. Ржев
Уважаемая Любовь Васильевна!
Выражаю Вам признательность и благодарность за теплые слова, поддержку в моих начинаниях. Ваше мнение мне очень дорого, так как Вы сами пишете прекрасные стихи.
С глубоким уважением, Т.А. КЛЕДОВА.
Я приветствую Вас, уважаемая Татьяна Петровна из Новгородской области!
Мои уроки заканчиваются вот таким «мусором» под аплодисменты учащихся. Я счастлива — мне есть для кого писать. А разместить на сайте этот стихотворный «хлам» меня попросили учителя Тверской области. Я с удовольствием выполнила эту просьбу. Надеюсь, что вместо него на страницах нашего сайта Вы разместите Ваш ценный материал, который получит высокую оценку.
Спасибо за резкую критику, которая стала для меня катализатором в дальнейшем творчестве.
Т.А. КЛЕДОВА.