II Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии в Новосибирске

IMG_4808

В апреле 2015 года в рамках заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в Новосибирске состоялся II Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии «Химическое образование: от школы к вузу».

Целью созыва Съезда явилось обсуждение актуальных проблем школьного химического образования и перспектив его развития на этапе перехода на новые образовательные стандарты в среде наиболее прогрессивного учительского корпуса в лице учителей и преподавателей химии, работающих с одаренными обучающимися.

Съезд объединил около 200 участников из 46 субъектов Российской Федерации из числа учителей химии, преподавателей вузов,  специалистов по педагогике и методике преподавания химии, ведущих ученых — химиков, руководителей образовательных учреждений и представителей органов управления образованием.

Участники Съезда единогласно проголосовали за воссоздание Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии.

Руководителем Ассоциации назначена кандидат педагогических наук, почётный работник образования РФ, главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Семёнова ЛЕВИНА.

Заслушав приветствия и пленарные доклады, обсудив выступления на секциях, участники Съезда приняли следующую резолюцию.

Съезд считает необходимым заявить:
— именно химия с многообразием химических явлений, подвластных человеку, и контролируемых средств воздействия на окружающую действительность становится основой современных технологий создания новых материалов, она необходима для развития экономики, промышленности, обеспечения национальной безопасности, играет в ряду естественных наук особую роль;
химическое образование является неотъемлемой частью образования любого культурного человека, создает условие адекватного восприятия окружающей действительности и осознания роли человека в мире веществ и материалов, играет важную роль в формировании научного мировоззрения и экологической культуры;
химическая грамотность отдельно взятого человека – необходимое условие технологического и социального прогресса общества в целом. Оно предполагает ориентацию не на формализованное знание, а на учебное достижение, выраженное в конкретных действиях обучающихся, освоенных в результате активной самостоятельной познавательной деятельности.

Съезд постановил:

1. Считать необходимой консолидацию учительского и преподавательского химического сообщества для укрепления и дальнейшего развития химического образования и химической науки в России. Для этого поддержать инициативу МГУ имени М. В. Ломоносова по проведению Всероссийских Съездов учителей химии на регулярной основе, раз в три года.

2. Считать целесообразным создание постоянно действующей «Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии». Цель ассоциации – консолидация опыта учителей и преподавателей химии высшей школы, создание условий для профессионального общения и научно-методического обмена опытом, активное участие в разработке и обсуждении стратегических проблем химического образования, проведение общественного мониторинга состояния химического образования на местах и в целом по стране.

3. В условиях сокращения учебного времени на освоение школьного курса химии рассмотреть целесообразность введения в 5-6-х классах пропедевтических курсов химии. Рекомендовать образовательным организациям общего образования отводить на изучение химии на уровне основного общего образования не менее 2 часов в неделю с 8-го класса, на уровне среднего общего образования активизировать профильный уровень изучения химии.

4. Считать недопустимым слияние школьных предметов (физика, химия, биология) в интегрированный предмет «Естествознание» на уровне среднего общего образования, что препятствует формированию у обучающихся методов познания специфичных для различных естественных наук, приводит к неправомерному обобщению понятийной базы естественных наук.

5. Считать необходимым сохранение и развитие традиционной материальной базы химического образования, а именно обязательное наличие лабораторных кабинетов химии с их комплектацией химическими реактивами, лабораторным оборудованием, лаборантским составом.

6. Рекомендовать Минобрнауки РФ поддерживать и укреплять систему подготовки и повышения квалификации учителей химии и педагогов соответствующего дополнительного образования, усиливая в ней изучение современной химии с возможностью использования ресурсов классических университетов.

7. В целях популяризации химических знаний возобновить деятельность научных обществ обучающихся, кружков, объединений и др., развивать систему дополнительной работы по изучению химии, сохраняя различные творческие соревнования, химические олимпиады и другие формы работы с одаренными, увлеченными и высоко мотивированными обучающимися. Содействовать созданию системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на федеральном уровне.

8. Рекомендовать регионам осуществлять грантовую поддержку учителей химии через региональные профессиональные конкурсы, проведя межрегиональную экспертизу конкурсных материалов.

9. Считать необходимым разработку действенных мер по обеспечению качества учебной, учебно-методической и научно-популярной литературы как для учителей, так и обучающихся, учебно-наглядных, интерактивных пособий по химии, и проведение компетентной научно-методической и общественной экспертизы учебников и учебных пособий.

Источник информации — здесь.

Оставить комментарий

Статистика