Интервью c Антониной Ивановной ЛАРИОНОВОЙ
Продолжаем публикацию цикла интервью «Встречи с учителями и преподавателями химии Тверской области», подготовленного учителем химии высшей категории МОУ «Лихославльская СОШ №2», старшим преподавателем кафедры органической химии Тверского государственного университета Светланой Ивановной АБРАМОВОЙ.
Рассказывает Светлана Ивановна:
«…Встречи с учителями химии оказались для меня не просто интересными, но и познавательными. Я не только узнала о жизненном пути моих коллег, но и окунулась в мир педагогики прошлых лет, познакомилась с особенностями преподавания химии в школе и в вузе в середине XX века, удивилась и восхитилась взглядам и суждениям педагогов. Оказалось, что очень многое совпадает и повторяется.
Из рассказа Антонины Васильевны ПРОКОФЬЕВОЙ я узнала, что она тесно общалась и сотрудничала с учителем химии Калашниковской средней школы Лихославльского района Антониной Ивановной ЛАРИОНОВОЙ.
Калашниково – это довольно большой поселок в 30 километрах от Лихославля. Жителям Тверской области он известен своим электроламповым заводом, выпускающим лампы накаливания. От Лихославля до Калашникова можно доехать за 20 минут на электричке или за полчаса на автомобиле.
Взять интервью у Антонины Ивановны ЛАРИОНОВОЙ согласилась учитель русского языка и литературы высшей категории Калашниковской средней школы, заслуженный учитель РФ Валентина Ивановна ВАСИЛЬЕВА.
В.И. ВАСИЛЬЕВА — талантливый и очень грамотный педагог, творчески работающий в школе вот уже более 40 лет. Валентина Ивановна всегда в центре всех событий школы, не оставляет без внимания ветеранов труда, поэтому она не просто побеседовала с Антониной Ивановной и записала ответы на вопросы, но и сумела уловить то главное, что может понять только педагог.
Такие рассказы могут быть полезны начинающим учителям и тем, кто хочет стать настоящим учителем…»
Далее приводим интервью Валентины Ивановны ВАСИЛЬЕВОЙ с Антониной Ивановной ЛАРИОНОВОЙ.
– Антонина Ивановна, пожалуйста, расскажите немного о себе: где получили образование, кто повлиял на выбор профессии, где работали.
– Родилась в городе Калинине в 1922 году. До 1936 года жила и училась в городе. Отец работал на железной дороге нарядчиком кондукторских бригад, мать была домохозяйкой. В семье было трое детей, я – старшая.
В 1936 году по семейным обстоятельствам переехали в посёлок Калашниково. Я пошла в седьмой класс Калашниковской средней школы, где проучилась четыре года. В 1940 году закончила 10 классов и решила поступать в Москву, в инженерно-экономический институт. Успешно сдала экзамены, прошла конкурс, но в институте не было общежития. Пришлось вернуться в Калинин, поступать в педагогический институт на естественный факультет. Почему на естественный? В школе хорошо давались математические предметы: физика, химия, математика. Особенно химией не занималась, но в школе, в 8 классе меня поразил опыт, показанный учителем Г.А. СТАНЧИЦЕМ: он опустил гвоздь в голубую жидкость, и гвоздь стал красным. Предмет заинтересовал, и я все годы охотно решала задачи, делала лабораторные работы, отвечала на вопросы. Химия не была самым любимым предметом (больше любила читать), но давалась легко. Можно сказать, что выбор факультета был не очень осознанным, но, как оказалось, правильным.
В педагогическом институте учиться было интересно. Преподаватели все уже были в возрасте, но читали лекции превосходно. Фамилии их запомнились: ПЛЕТНЕР, НЕВСКИЙ, МАЛИНОВСКИЙ, ПОНОМАРЕВ, ТРЕТЬЯКОВ. Все были очень знающие, строгие, требовательные, никогда не ставили оценку, пока не выучишь. Один из них, НЕВСКИЙ, говорил: «Не расстраивайтесь! Именно Вы должны знать больше». Сами преподаватели объясняли научно, но очень просто, лекции сопровождали показом демонстрационного материала.
В 1944 году закончила Калининский педагогический институт и вернулась работать в Калашниково. С 1944 по 1955 год преподавала химию в Калашниковском планово-учетном техникуме, а потом с 1955 по 1980 годы – в школе.
И в 60-е, и в 70-е годы работал кружок юных химиков. Проводились вечера с показом опытов и рассказами об удивительных явлениях, разыгрывались спектакли, КВНы, конкурсы.
Однажды сочинили сценарий, где действующими лицами были Хоттабыч и Волька. Нарядили героев, спрятали Хоттабыча под кафедру, наверху поставили кувшин со спиртом. Ведущие сказали слова и поднесли огонь к кувшину. Пламя вспыхнуло – и на его фоне из кувшина появился из-под кафедры Хоттабыч. Было очень эффектно и, казалось, волшебно!
На такие вечера набивался битком весь кабинет химии, в дверях стояли технички, учителя. Это был праздник для всех!
Часто выезжали в деревни – там населению рассказывали о чудесах, показывали фильмы, опыты. В таких поездках рождалось единение с учениками, интерес к науке.
– Какие Ваши учителя и преподаватели Вам запомнились и почему?
– В школе я училась у заслуженного учителя РСФСР Елизаветы Георгиевны КАЛАШНИКОВОЙ. До сих пор помню: стоит перед классом учительница литературы в черном шерстяном платье с крепдешиновым белым воротничком и так просто, красиво читает стихи. После уроков литературы хотелось читать, открывать новое. И я читала при коптилке Л.Н. ТОЛСТОГО, М. ШОЛОХОВА, А.Н. ТОЛСТОГО… Очень любила и люблю читать.
Нравилась и учительница биологии Елена Георгиевна ОРЛОВА. Статная, строгая. Личность! Предмет знала отлично! Властная, справедливая. Знания давала глубокие, потому что хорошо объясняла и строго спрашивала.
Позднее я работала тоже с интересными учителями. Зоя Александровна СИЛАЕВА преподавала русский язык и литературу. Учитель высокой культуры, хорошо знающий не только свой предмет, но и живопись. Она сама хорошо рисовала, много ездила по литературным, историческим местам, читала стихи, великолепно знала современную поэзию. Главное – она любила детей, работала ради них.
Еще мне нравились Г.М. ЕРЕМЕЕВА, Н.Н. ГОРЧАКОВ, О.Д. ПУЗЫРЕВА. Их отличало добросовестное отношение к работе, постоянное стремление к самообразованию.
– Вы всю жизнь работаете преподавателем, что считаете главным в этой работе?
– Главным всегда считала умение вызвать интерес у учеников своим объяснением. Старалась трудный материал так разъяснить, чтобы каждый понял. Не выучивали, не запоминали, а понимали. Уроков было достаточно: в 7-8 классах – по 2 часа, в 9-11 классах – по 3 часа.
В кабинете химии всегда было много наглядных пособий, почти по всем темам. Наглядность использовала на каждом уроке. А когда появились предметные фильмы, в школе выделили кабинет для демонстрации фильмов. Я постоянно использовала эту возможность – показать, как работает доменная печь, как получают разные фракции нефти. Фильмов было много, показывали часто.
Большое значение всегда придавала лабораторным и практическим работам. Мне нравилось, что дети не только теорию учили, но и сами проводили опыты.
Я старалась так объяснять, чтобы дети представляли, чувствовали вещество, а не просто видели символ в таблице Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА.
Основными принципами преподавания химии считала:
- научность в доступной форме;
- наглядность как средство разъяснения сложного (таблицы, схемы, фильмы);
- практическую направленность, связь с жизнью (так, в середине 70-х годов мы в кабинете оформили огромный стенд «Значение химии в жизни», на котором были представлены материалы и выпускаемые изделия, использующиеся на различных предприятиях области).
– Говорят: «Век живи, век учись». Что Вы можете сказать по этому поводу? Приходилось ли Вам повышать свое мастерство?
– Как учитель, сама постоянно училась. Училась в Институте усовершенствования на курсах повышения квалификации: слушали лекции, посещали уроки в школах, ездили на экскурсии на предприятия, в музеи. Курсы давали многое: знакомили с лучшим опытом, определяли пути повышения качества знаний. Мне было все интересно: как работают коллеги, что интересного придумали. Нравилось, что анализировали уроки не только методисты, но и мы, учителя.
В 1970 году была на курсах в Москве, в МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА. Целый месяц мы, триста учителей химии со всей страны, слушали академиков, профессоров о новом в науке, о достижениях химической промышленности, о методах преподавания. Люди выступали известные, но они вели себя очень просто — не кичились, не ставили себя выше нас, обычных преподавателей.
Мне на закрытии курсов предложили выступить. Когда давали слово, сказали: «Первый раз будет выступать женщина». И я сказала, что вот ЛОМОНОСОВ откуда пришел учиться – и выучился, и я тоже из провинции, из школы, где всего один учитель химии. Кроме меня, некому рассказать о химических элементах, реакциях, открытиях. «Чему научу, — сказала я, — то и будут знать. Хочется, чтобы хорошо и много знали». Все улыбались и хлопали.
– Расскажите, пожалуйста, о своих учениках.
– Ученики тоже были интересные. Я любила не «зубрил», а тех, кто старался во всем разобраться, кто вопросы задавал, спорил. В разные годы такими были:
- Ольга ЗАЙЦЕВА – руководитель химического кружка, организатор КВНов по химии, хороший знаток многих предметов; школу она закончила с медалью, потом закончила медицинский институт;
- Владимир СУХАРЕВ — заядлый любитель коллективной работы в кружке; он увлекся получением красок и красителей – получал задания, читал, думал, выполнял, потом снова приходил;
- Нина КИСЕЛЕВА — одна из самых ярких учениц. На выпускной экзамен по химии приехала комиссия, в которой были представитель из Министерства (Москва), из ОблОНО (Калинин), из РОНО (Лихославль). Нине задали 12 вопросов по химии – она ответила на все!
Были выпускники, которые связали свою жизнь с химией, но не стали учителями. Среди них фармацевты, врачи, инженер Химинститута. Когда биолог Светлана Михайловна БАННИКОВА переходила на преподавание химии, многое из своего багажа передала ей.
– Какие советы Вы могли бы дать учителям химии, имея такой большой опыт работы?
– По-моему, настоящий учитель – это интересный человек, который знает не только свой предмет, но и многое другое: и живопись, и музыку, и литературу. Учителю надо и в театр ходить, и балет смотреть, и книги читать, и на экскурсии ездить. Только тогда он будет интересен своим ученикам и коллегам. Общей культурой должен отличаться педагог. Внешне надо быть собранным, энергичным: чтоб вошел в класс – и все поняли: работать пришел, учить.
Настоящий учитель – это тот, кто не мнит о себе много, не ставит себя выше всех, а тот, с кем приятно общаться: он не унизит, не оскорбит. К ученикам надо так относиться, чтобы тебе верили. В учениках надо видеть людей будущего. Таких учителей я знала, это учителя, которые меня учили.
Сама я долго работала в школе. Когда ушла на пенсию, еще 4 месяца выполняла обязанности лаборанта, заодно подучивая нового учителя. За эти месяцы исполнила давнюю мечту: заказала комплекты для практических работ; по моей просьбе сделали ящички с подставками для реактивов для всех практических работ в 8-11 классах.
– Стоит ли изучать химию?
– Надо ли знать химию?! Так ведь всё, чем мы дышим, – химия; что едим, пьем – химия. Разве можно не знать землю, по которой ходим? А наш быт: стирка, уборка – разве не химия?! А красители, полимеры?! Надо хотя бы минимальные знания иметь, чтобы не задохнуться, не отравиться самому и не отравить других. Кроме того, человек должен быть развитым, чтобы общаться со своими друзьями, детьми, другими людьми.
– Стоит ли выпускникам школы выбирать профессию химика?
– Надо ли сегодня становиться химиками? Если нравится – да! Если не привлекает эта отрасль – зачем?! Не надо следовать моде, когда выбираешь профессию: «Модно быть психологом – иду, в моде юристы – иду. Надо любить то, чем собираешься заниматься всю жизнь».
– Чем Вы сейчас занимаетесь, какие у Вас любимые увлечения?
– Сейчас мне 93 года. Мне всё интересно. Читаю книги, в данный момент «Цари и государи русские», смотрю документальные фильмы о природе, животных, странах, народах, их обычаях. Вспоминаю, где бывала за свою жизнь, как встречали, нас, русских, в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Слушаю радио, общаюсь с детьми, внуками и правнуками – мне с ними очень интересно! Разгадываю кроссворды: судоку – это любимое мое занятие – тренирую память.
Думаю о школе – о той, в которой сама работала, и о школе сегодняшней. Вспоминаю свои уроки и до сих пор анализирую: что и как надо было делать по-другому. Помню все темы, задачи, реакции. Ни разу не пожалела, что стала учителем химии.
Учителям сегодняшним советую:
- знать, любить свой предмет, чтобы быть интересным для своих учеников;
- всё время развиваться: читать, учиться у других, изучать искусство;
- главное – любить детей, работать ради них!
– Большое спасибо, Антонина Ивановна, за интересный разговор! Здоровья Вам, хорошего настроения и всего самого доброго!
Антонина Ивановна ЛАРИОНОВА в 2012 году в год своего 90-летия:
Когда я задумываюсь о своей прожитой жизни, то иногда спрашиваю себя: «Почему я выбрала специальность инженера-химика?». И невольно мыслями переношусь в школьные годы на уроки химии, где изначально была заложена любовь к предмету. На протяжении всего школьного курса химию преподавала нам Антонина Ивановна ЛАРИОНОВА. Её уроки проходили очень интересно. К каждому уроку на партах был выставлен набор всех необходимых химических приборов. Расставлены в штативах пробирки, в ряд стояли колбочки, спиртовка, реактивы. На уроках использовались плакаты, отражающие те или иные химические процессы. Если это требовалось по теме урока, нам демонстрировали фильмы. Объяснения учителя всегда проходили в доступной и интересной форме. Если мы что-то не понимали, то Антонина Ивановна терпеливо объясняла снова и снова, пока мы не усваивали тему. Учебник был один и тот же для всех школ страны. Он был написан понятным и доступным языком.
В настоящее время (а я иногда занимаюсь с внучкой) авторы учебников разные. При изучении тем приходится обращаться то к одному, то к другому автору, или вообще ученики под диктовку учителя записывают тему урока в тетрадь. Это не всегда положительно сказывается на результатах обучения.
Я хочу сказать огромное спасибо нашему учителю химии. Прошли годы, а многое из того, что мы изучали в школе на уроках, я использую для объяснения домашних заданий по химии своей внучке. Всё это благодаря тем знаниям, которые дала нам учитель химии Антонина Ивановна. А еще я хочу отметить, что мы были счастливыми учениками, потому что знания нам давали учителя творческие, люди высокой культуры и преподаватели высокой квалификации. Здоровья Вам и всего самого доброго! Светлая память тем, кого уже нет с нами.
Г.В. ПОСТНИКОВА (ПОДГОРБУНСКАЯ), выпускница Калашниковской средней школы Лихославльского района Тверской области (1963 год)