Воспоминания Людмилы Ивановны ЛАГУНОВОЙ (часть 3)

Мы продолжаем публикацию воспоминаний заведующей кабинетом химии Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Российской Федерации Людмилы Ивановны ЛАГУНОВОЙ «Четверть века на ниве химического просвещения Тверской области».

Воспоминания написаны в ноябре-декабре 2012 года в Бостоне (США) специально для посетителей нашего сайта.

Метод Шаталова

В середине 70-х годов прошлого века вся страна узнала о методе опорных конспектов донецкого учителя математики Виктора Фёдоровича ШАТАЛОВА. Была огромная статья в газете «Правда». Помню, за счёт Менделеевского общества для детального ознакомления с методом ШАТАЛОВА в Донецк была командирована учитель средней школы №12 Раиса Петровна КАЛЁНОВА. Я сама на химическом материале начала составлять опорные схемы-конспекты, которые учащиеся записывали в своих тетрадях и учились отвечать по этим опорам. Через какое-то время я написала  статью об использовании метода ШАТАЛОВА на уроках химии и отправила ее в наш центральный научно-методический журнал «Химия в школе». Статья была немедленно опубликована (1976 год, № 5) . Как мне потом сказали, её рекомендовал к печати член редколлегии журнала, доктор педагогических наук Виктор Семёнович ПОЛОСИН, мотивируя тем, что это была первая «ласточка» об использовании опорных конспектов на уроках химии. Появление моей статьи в центральном журнале было неоднозначно встречено в школе. Кто-то из членов аттестационной комиссии при моей аттестации даже произнёс: «Разве могут быть у учителя печатные работы?!»

В работу по составлению опорных конспектов уже по всему курсу химии позднее были вовлечены многие учителя города и области. При этом для наглядного представления опорных схем учителями использовались собственные методические находки. Так, Татьяна Фёдоровна РАЗИНА, ныне директор единственной авторской школы в Тверской области (г. Удомля) готовила к урокам бумажные макеты классной доски, на которых представляла содержание урока в виде конспектов-схем. В ходе урока этот конспект переносился на классную доску, при этом каждая запись имела на ней свое место. Позднее учителя стали использовать кодоплёнки. Татьяна Фёдоровна проявила также недюжинный краеведческий талант и невиданные  организаторские способности. Ей удалось провести на удомельской земле двадцать (или даже более?!) Менделеевских праздников. На них приглашались самые известные в стране исследователи жизненного пути Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. Был среди них и Александр Александрович МАКАРЕНЯ, доктор педагогических наук, главный в России биограф МЕНДЕЛЕЕВА. Но об этом лучше всего может рассказать на учительском сайте сама Татьяна Фёдоровна. 

Фото 3. Александр Александрович МАКАРЕНЯ

Наш комплект опорных конспектов, а также другие методические наработки были востребованы не только учителями химии Твери и Тверской области, но и во многих городах страны, куда меня приглашали на курсы и семинары.

Распространение нашего опыта: встречи с учителями страны, а также ближнего и дальнего зарубежья

Мне удалось поработать на курсах и семинарах с учителями химии Абакана, Магадана, Усть-Каменогорска, Петропавловск-Камчатского, Томска, Тобольска, Тюмени, Новосибирска, Новокузнецка, Шевченко (ныне Актау), Пскова, Ярославля, Нарвы, Таллина, Красноярска, Вологды, Волгограда, Казани. В Таллине много лет я числилась внештатным методистом по работе с учителями химии русских школ. В 1991 году меня включили в состав делегации для поездки на конференцию в Финляндию.

Фото 4. Учителя химии русских школ Эстонии (1988 год)

Фото 5. Финские и эстонские учителя (1991 год)

Я подпитывалась новыми идеями в этих поездках.

Многие наши учителя выезжали по обмену опытом за пределы области за счёт Менделеевского общества: в Воронеж, Донецк, несколько раз в Таллин, в Нарву, Ленинград, Черноголовку, Тамбов и др. Многие учительские делегации из других регионов страны — Эстонии, Латвии, Молдавии, Волгограда, Тамбова, Пскова, Новосибирска, Ярославля  — принимали на своих открытых уроках наши учителя.

Фото 6. Межрегиональная конференция «Химия в школе: сегодня и завтра» (Тверь, 1991 год)

В феврале 1996 года мы даже принимали в областном институте усовершенствования учителей американских профессоров-химиков, показавших нам удивительные демонстрационные опыты.

Фото 7. Американский профессор Bruce MATTSON демонстрирует опыты

Осенью того же года эти профессора пригласили меня в Крейтановский университет в Омахе (штат Небраска, США), где я выступала перед учителями химии, а затем проводила индивидуальную консультацию по методике проведения коллективных занятий с одной американской учительницей. Там же я выступила перед довольно большой аудиторий студентов и преподавателей университета. Американский университет опубликовал в Интернете подаренное мной пособие «Обучаем друг друга на уроке» на русском языке.

Фото 8. Встреча с американскими студентами и профессорами

Думаю, учителям хорошо запомнился семинар на Академической даче в Вышневолоцком районе, куда к нам из Ленинграда приезжала для выступления замечательный педагог Людмила Васильевна МАХОВА. Она и сама неоднократно приглашала наших учителей на свои уроки в Ленинграде. Не без моего участия ей было присвоено звание «Заслуженный учитель России».

 Фото 9. Людмила Васильевна МАХОВА, заслуженный учитель России

На базе школ города и области часто проводились выездные семинары, куда приезжали не только наши учителя, но и наши гости .

К большому сожалению, в начале 90-х годов было упразднено наше любимое Менделеевское общество. Оставшиеся учительские членские взносы мы решили отдать студентам из Тверской области, которые обучались в то время в МГУ на химическом факультете. Было это время безденежья и пустых прилавков. В деканате химфака МГУ, узнав,  кто я,  откуда и с какой миссией, растрогались и дали мне информацию о восьми студентах – тверском землячестве. Мне удалось разыскать почти всех. Как же ребята были рады такой поддержке и такому вниманию со стороны учителей химии!

Продолжение следует

Прочитать первую часть воспоминаний Л.И. ЛАГУНОВОЙ можно по этой ссылке, а вторую часть — здесь.

Оставить комментарий

Статистика